Льгота задним числом

По письмам читателей
| статьи | печать

С 1 января 2006 г. в соответствии с подп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация отходов и лома черного и (или) цветных металлов, образовавшихся в процессе собственного производства, освобождается от НДС. Предприятие этой льготой в 2006 г. не воспользовалось. Можно ли в 2007 г. вернуть уплаченный НДС за 2006 г. (путем составления корректирующих деклараций за 2006 г.)?

Т. А. Афанасенкова

 

В пункте 3 ст. 149 НК РФ перечислены виды операций, применение льготы по которым возможно по выбору организации. По этим операциям в отличие от операций, приведенных в п. 1 и 2 данной статьи, организация вправе выбирать, применять ей данную льготу или отказаться от нее, в том числе на время (то есть приостановить использование льготы).

Согласно п.5 ст. 149 НК РФ решение об отказе от применения льгот по видам деятельности, названным в п. 3 ст. 149 НК РФ, должно быть оформлено налогоплательщиком путем подачи в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика соответствующего заявления. Это заявление подается в срок не позднее первого числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Отказ допускается на срок не менее года и может быть применен в отношении всех операций, которые предусмотрены в конкретном подпункте п. 3 ст. 149 НК РФ.

Исходя из текста вопроса можно сделать вывод, что налогоплательщик такого заявления не подавал. Следовательно, у налоговых органов не имеется оснований для того, чтобы запретить налогоплательщику использовать льготу, на которую у него было право в 2006 году. Поэтому у организации существует возможность подать уточненные декларации за все налоговые периоды 2006 года (месяцы или кварталы в зависимости от величин выручки организации). В сопроводительном письме целесообразно указать, что организация не принимала решения об отказе от применения данной льготы, но ошибочно не учла факт использования права на освобождение при формировании налоговых деклараций в 2006 году. Поскольку для данной ситуации действует общее ограничение на период предъявления о возврате (зачете) налога (не более трех лет с даты уплаты налога согласно п. 7 ст. 78 НК РФ), то подача уточненных деклараций в 2007 году правомерна.

Считаем необходимым обратить внимание на некоторые тонкости, с которыми организация может столкнуться при представлении в анализируемых обстоятельствах уточненных деклараций по НДС.

1. При подаче таких деклараций налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика документы, подтверждающие право на льготу, для проведения камеральной проверки. Это его право предусмотрено п. 6 ст. 88 НК РФ.

2. Если правомерность применения льготы будет подтверждена налоговым органом, налогоплательщик может получить не всю сумму налога, поскольку налоговики имеют право зачесть его в счет погашения имеющейся недоимки (п. 6 ст. 78 НК РФ).

3. Как возврат, так и зачет излишне уплаченного налога осуществляется исключительно на основании соответствующего письменного заявления налогоплательщика, где должно быть четко указано, как налогоплательщик намерен распорядиться возникшей переплатой — получить на свой счет или зачесть в счет уплаты будущих платежей.

4. Возможна ситуация, когда у налогоплательщика в налоговых периодах 2006 года, за которые будут поданы уточненные декларации, возникнут как облагаемые, так и не облагаемые НДС обороты по реализации. В таком случае часть «входного» НДС (а именно суммы, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении и облагаемых, и необлагаемых операций) подлежит распределению в соответствии с положениями п. 4 ст. 170 НК РФ. Критерием для такого распределения является доля стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

Это весьма важный момент, так как общая сумма НДС, подлежащая возврату налогоплательщику согласно уточненным декларациям, после проведения данного распределения скорее всего уменьшится.

Заметим, что пренебрежение таким расчетом при представлении уточненных деклараций в связи с применением освобождения от НДС чревато весьма неприятными последствиями. Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций (и соответственно «входного» НДС по ним) сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается. То есть, по существу, подлежит списанию за счет собственных средств налогоплательщика (за счет прибыли, оставшейся после уплаты налога).

5. Начиная с 1 января 2008 года (с этой даты вступает в силу Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ) льгота в виде освобождения от НДС операций, связанных с реализацией лома и отходов черных и цветных металлов, становится общеобязательной, так как переносится из п. 3 в п. 2 ст. 149 НК РФ, что исключает возможность налогоплательщика отказаться от ее применения.

(Подробнее об изменениях, внесенных Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ в гл. 21 НК РФ, читайте в «Бухгалтерском приложении» № 23 за 2007 год, стр. Б3.)