Гавань для журавлей

почти 90% всех грузовых международных перевозок в мире связано с морскими портами. В России — 60%
| статьи | печать

Через 78 российских морских портов в прошлом году прошло на 3% больше грузов, чем годом раньше — 421 млн тонн, (Нидерланды — 500, Великобритания — 587). И хотя за пятилетку грузопотоки выросли в 2 раза, основные пути российских товаров по-прежнему лежат мимо отечественных гаваней.

Владельцы почти 30% отечественных морских грузов и практически все иностранные перевозчики, кроме тех, кого прихватит особая нужда, предпочитают обходить российские причалы стороной и вести свое добро в иностранные порты.

Акватория «тянитолкай»

Несмотря на такое пренебрежение к отечественному прибрежному сервису, судя по реляциям Минтранса России, дела у российских портовиков идут неплохо: по итогам первого квартала 2007 г. суммарный грузооборот увеличился на 9 млн тонн, что составляет около 70% от прироста за весь 2006 г. Оценивая динамику развития приморской транспортной инфраструктуры, Ассоциация морских торговых портов России прогнозирует, что в нынешнем году объем грузооборота российских портов может вырасти на 40 млн тонн, что как минимум на 20млн тонн больше, чем прогнозировали в Минтрансе России.

Однако, если разобраться, этот рост обеспечивают все те же традиционные российские товары — наливные грузы (читай: нефть), уголь и лес. Перевалка же сухих грузов растет незначительно.

Структура грузооборота морских ворот России серьезно скособочена: 82% составляет экспорт (нефть, металлы, уголь и лесоматериалы), а также внутренние транспортные потоки, в то время как импорт не превышает 7%, а транзит — 4%.

Эти цифры свидетельствуют о том, что иностранные перевозчики так и не осознали всех преимуществ и удобств транспортировки грузов по кратчайшему в мире маршруту через российскую территорию. Но убедились в обратном: перевалка груза в российских портах связана с бумажной волокитой, вынужденным общением с приветливыми местными чиновниками, многодневным ожиданием загрузки-выгрузки и простоем в заторах перегруженной припортовой транспортной инфраструктуры.

В результате если в портах наших соседей транспортные издержки в структуре себестоимости продукции составляют не более 8%, то в России — не меньше 20%.

Российский Президент, выступая в мае на Морской коллегии в Мурманске, высказался о портовых проблемах коротко: «Наши учреждения, порты, предприятия не отвечают современным требованиям и не соответствуют потребностям российской экономики. Это относится к крупнейшим портам, расположенным и на Балтике, и в Новороссийске, и на Дальнем Востоке, и на трассах Северного морского пути».

Первый заместитель Председателя Правительства РФ Сергей Иванов высказался конкретнее: «Отсутствие эффективной системы регулирования грузопотоков через российские порты ежегодно наносит государству многомиллиардные убытки».

Путь к причалу

Вся тяжесть по перевалке грузов падает на 7 ключевых портов страны. По данным Мин- транса России, в 2006 г. основная доля транспортных потоков приходилась на порты Северо-Западного бассейна (более 45%). Несколько меньший объем перевалки грузов обеспечивают порты Южного бассейна — 38% и 16,5% перерабатывают порты Дальневосточного бассейна. Если терминалы Санкт-Петербурга и Новороссийска перегружены, то порты Северного, Каспийского и Дальневосточного бассейнов имеют избыточные невостребованные мощности.

Неравномерность транспортных потоков, отчаянное положение портового хозяйства и припортовой транспортной инфраструктуры, а также несовершенство транспортного законодательства и организационная неразбериха в портах наконец озаботили власти.

В последние годы предприняты серьезные шаги для развития портов на основе государственно-частного партнерства с участием крупных российских компаний-экспортеров: введены перегрузочные мощности в портах Северо-Запада (Высоцк, Усть-Луга и Приморск). Завершены геодезические изыскания и предпроектные разработки строительства подъездных путей, терминалов и комплексов на территории Мурманского порта.

Портовиков продолжает тяготить естественная проблема — половина отечественных гаваней мелководны.

Но дноуглубительные работы не идут в сравнение с проблемами, которые создает российский чиновник. Всплеск активности отечественной экономики застал многих инициаторов портовых преобразований врасплох. Они только успели засучить рукава, как наступили на свои же грабли: грузопотоки растут быстрее, чем государство выделяет средства на их обеспечение.

По словам заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина, хотя в портовое хозяйство, по расчетам, нужно вложить 690 млрд руб., государство в потенциале может выделить лишь 130 млрд руб. И дело, как обычно,буксует в ожидании частных инвесторов.

Тут же во весь рост встала проблема урегулирования землепользования в портах. А на очереди еще ряд проблем:

· дисбаланс в загрузке портовых мощностей;

· административные ограничения по развитию портовой и припортовой инфраструктуры в границах городов;

· несовершенство тарифной политики, снижающее конкурентоспособность российских портов;

· проблемы организации пограничных пунктов пропуска.

Светлая перспектива

Около 50% всего мирового грузопотока приходится на перевозки из Азии в Европу и обратно. Россия, обустроив и развив свои порты и создав трансконтинентальные транспортные коридоры Север — Юг и Восток — Запад, могла бы стать ведущей мировой державой по перевалке грузов. Однако уникальное географическое положение страны до сих пор не приносит ее гражданам заметной прибыли. Поэтому сегодня приоритетом становятся строительство и модернизация мощностей портов, которые входят в систему транспортных коридоров.

Подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 гг.)» предусматривает развитие Мурманского и Новороссийского портовых транспортных узлов, строительство логистического центра в Приморском крае для обеспечения увязки работы портов Восточный, Находка и Владивосток с Транссибом. В соответствии с подпрограммой «Морской транспорт» грузооборот российских портов к 2010 г. надо увеличить до 540 млн тонн. Однако, как всегда, при плановых объемах вложений 164 млрд руб. государственная доля — 9,6 млрд.

Нормативно-правовые проблемы портового хозяйства, наконец, обеспокоили депутатский корпус.

Госдума РФ 8 июня приняла в первом чтении законопроект «О морских портах в РФ». Этот документ разграничивает полномочия между органами власти на территории порта, определяет основные группы услуг и перечень портовых сборов, в нем прописаны права и обязанности сторон при перевалке грузов, зафиксированы требования к опасным грузам.

Документ определяет правовые режимы использования земельных участков и водных объектов морских портов в форме частной, государственной, муниципальной собственности.

А также устанавливает запрет на частную собственность для иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц.

14 июня в первом чтении был принят законопроект о создании портовых особых экономических зон (ОЭЗ).

Согласно ему на территории ОЭЗ вводятся налоговые преференции и режим свободной таможенной зоны. Кроме того, он предусматривает снижение арендной платы за пользование землей и производственными помещениями на территории портов, а такжепредоставление различных субсидий за счет бюджетных средств.

Все это, по мнению разработчиков, активизирует внешнеторговую деятельность и умножит объемы экспорта, а также обеспечит приток прямых иностранных инвестиций в нашу экономику.