Предложения добровольные и обязательные

| статьи | печать

Один из последних документов, которые законодатели успели принять, прежде чем отправиться на каникулы, стал Федеральный закон от 24.07.2007 № 220-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 220-ФЗ). Он скорректировал существовавшую до сих пор процедуру направления добровольных и обязательных предложений о приобретении ценных бумаг (см. «Букву закона»). О том, что нового Закон № 220-ФЗ внес в деятельность акционерных обществ, читателям «ЭЖ» рассказывает член Комитета Государственной Думы по собственности Лиана ПЕПЕЛЯЕВА.

 

—Лиана Витальевна, Закон № 220-ФЗ, одним из авторов которого вы являетесь, должен изменить существующую процедуру внесения добровольного и обязательного предложения о приобретении акций открытого акционерного общества. В чем заключаются недостатки нынешней процедуры?

— Российский опыт применения норм о процедуре добровольного и обязательного предложения еще не столь обширен. И я считаю, что пока рано говорить об изменении существующей процедуры как таковой. Речь идет о внесении ряда корректировок, направленных на то, чтобы процедура была более работоспособной в различных ситуациях. Но по существу она остается без изменения.

— Для чего понадобилось отдельно регламентировать обязанности при получении добровольного или обязательного предложения в ОАО, где функции совета директоров осуществляет общее собрание акционеров?

— Дело в том, что согласно Закону об АО в ОАО, в которых акционеров меньше 50, может и не быть совета директоров. В этих случаях некому давать акционерам рекомендации относительно поступивших предложений.

Между тем возможны ситуации, когда та или иная группа акционеров или ревизионная комиссия будет иметь намерение известить акционеров о том, что поступившее предложение весьма невыгодно или, наоборот, открывает блестящие перспективы. Для этих случаев мы и определили, что лица, обладающие правом требовать созыва внеочередного общего собрания (владельцы не менее чем 10% голосующих акций, ревизионная комиссия, аудитор), вправе предложить акционерам подготовленный проект рекомендаций. Если такие рекомендации принимаются, они доводятся до акционеров в том же порядке, в каком акционерам сообщается о проведении общего собрания.

Одновременно в ситуации, когда в обществе нет совета директоров, незачем соблюдать и срок для принятия советом директоров рекомендаций. Поэтому общество будет направлять акционерам полученное публичное предложение в 5-дневный срок с даты поступления, а не в 15-дневный, как это установлено сейчас для всех случаев.

— В пункт 2 статьи 84.1 Закона внесена поправка о том, что при направлении добровольного предложения оплата приобретаемых ценных бумаг должна предусматриваться в денежной форме. В связи с чем внесена такая формулировка?

— Действовавшая ранее редакция Закона об АО также предусматривала, что в качестве оплаты выкупаемых акций должны быть в обязательном порядке предложены деньги. В данном случае изменение является редакционным и внесено с единственной целью — не допустить толкования, согласно которому в качестве оплаты могли бы предлагаться только ценные бумаги, но не деньги. Сама же норма возникла потому, что в отсутствие развитого рынка ценных бумаг в нашей стране возможны различные злоупотребления, когда, например, за акции будут предлагаться заведомо неликвидные ценные бумаги.

В то же время я хочу отметить другое изменение, которое также внесено в п. 2 ст. 84.1. Добровольное предложение может предусматривать не цену приобретения акций, а порядок ее определения. Во избежание злоупотреблений мы установили, что, в случае если в добровольном предложении указан порядок определения цены приобретаемых ценных бумаг, должна обеспечиваться единая цена приобретения ценных бумаг этого вида, категории (типа) для всех их владельцев. Это исключит ситуации, когда лицо, направившее предложение, выкупит их по завышенной цене у аффилированных лиц, а остальным акционерам предложит гораздо менее выгодные условия. Эти же ограничения включены в положения об обязательном предложении.

— Поправки предусматривают создание в саморегулируемых организациях оценщиков (далее — СРОО) экспертных советов, которые должны заниматься экспертизой отчетов об оценке ценных бумаг, а также экспертизой иных видов отчетов оценщиков. Для чего введена эта мера? На каком основании будет проводиться экспертиза (по заявлению заинтересованного лица — акционера или как-то еще)? Каким образом СРОО проверяют отчеты оценщиков в настоящее время?

— Принципиально необходимость экспертизы отчетов об оценке ценных бумаг вызвана стремлением обеспечить определение справедливой цены выкупа акций.

Дело в том, что по общему правилу при выкупе акций мажоритарным акционером (владельцем более 95% акций) рыночная цена будет определяться в ходе предшествующих выкупу публичных процедур: для того чтобы возникло право выкупа, мажоритарий должен не менее 10% из своего 95%-ного пакета приобрести на основании добровольного или обязательного предложения. Затем цена выкупа не может быть ниже той цены, по которой мажоритарий приобретал акции по публичному предложению. При этом экспертиза отчетов об оценке ценных бумаг СРОО не производится.

Но, в случае когда мажоритарий по состоянию на 1 июля 2006 г. (дата вступления в силу поправок о приобретении крупных пакетов акций) уже владел более чем 95% акций, требование о предварительном приобретении 10%-ного пакета в публичном порядке, естественно, не может предъявляться. Поэтому, чтобы не допустить занижения мажоритарием цены (особенно учитывая то, что акции могут выкупаться вне зависимости от воли миноритариев), было установлено, что цена выкупа должна определяться оценщиком, а отчет об оценке должен быть проверен СРОО.

Однако редакция Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее — Закон об оценочной деятельности), которая вступила в силу в августе 2006 г., не предусматривала возможности проведения СРОО экспертизы отчетов об оценке. С целью устранения этой коллизии в него вносятся нормы о создании экспертных советов.

Непосредственно требования к саморегулируемым организациям и порядок проведения экспертизы были определены Приказом Минэкономразвития РФ от 29.09.2006 № 303. Оценка и экспертиза будут проводиться по инициативе мажоритария, осуществляющего выкуп.

—  Почему срок выкупа ценных бумаг владельцем более чем 95% голосующих акций, установленный в ст. 7 Федерального закона от 05.01.2006 № 7-Ф3, продлен до 01.08.2008?

— Как я уже отметила, в случае когда по состоянию на 1 июля 2006 г. лицо уже владело более чем 95% акций, ст. 7 Федерального закона от 05.01.2006 № 7-ФЗ были определены особенности выкупа акций. Одной из них являлась необходимость проведения экспертизы отчетов оценщиков саморегулируемыми организациями, другой — установление годичного срока для предъявления требования о выкупе акций с даты вступления в силу соответствующей нормы (август 2006 г.).

Указанная статья вступила в силу одновременно с введением в действие поправок в Закон об оценочной деятельности, установивших новые требования к СРОО. В частности, было закреплено, что некоммерческая организация приобретает статус СРОО с даты ее включения в Единый госреестр.

Поскольку до июня 2007 г. орган, уполномоченный вести такой реестр, не был определен, Реестр СРОО не велся. Следовательно, не было ни одной организации, удовлетворявшей требованиям Закона, предъявляемым к СРОО. Как следствие, ни одна из существовавших ранее СРОО не могла проводить экспертизу отчетов об оценке, а выкуп ценных бумаг без формальных нарушений требований ст. 7 Федерального закона от 05.01.2006 № 7-ФЗ осуществить было невозможно.

Теперь, когда Указом Президента РФ от 15.06.2007 № 768 полномочия по ведению Реестра СРОО возложены на Федеральную регистрационную службу, это препятствие будет устранено. Однако необходимо учитывать, что к настоящему моменту (на начало августа 2007 г.) истек годичный срок, отведенный для выкупа. Именно поэтому для практической реализации как мажоритарием, так и миноритарными акционерами своего права требовать выкупа акций Законом срок выкупа был продлен до 1 августа 2008 г.

— Для чего понадобилось увеличивать срок составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (при избрании нового совета директоров), с 65 до 85 дней?

— Данное изменение не связано напрямую с процедурой приобретения крупных пакетов акций. В прошлом году в Закон об АО были внесены изменения, касающиеся норм о реорганизации акционерных обществ. В частности, на 20 дней (с 50 до 70 дней) был увеличен срок, в течение которого должно быть сообщено о проведении внеочередного общего собрания, в повестке дня которого — избрание членов совета директоров. При этом норма о составлении списка акционеров осталась без изменения.

В результате одна норма устанавливала, что сообщение можно направлять за 70 дней до проведения собрания, а другая определяла, что список акционеров (которым и направляется сообщение) не может быть составлен более чем за 65 дней. Это противоречие и было устранено.

БУКВА ЗАКОНА

Термины «добровольное предложение» и «обязательное предложение» были внесены в Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) Федеральным законом от 05.01.2006 № 7-ФЗ с 1 июля 2006 г.

Лицо, которое имеет намерение приобрести более 30% общего количества голосующих акций ОАО (с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам), вправе направить в ОАО адресованную акционерам публичную оферту о приобретении принадлежащих им акций (добровольное предложение).

Лицо, которое приобрело более 30% общего количества голосующих акций ОАО (с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам), в течение 35 дней обязано направить владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).