Реинкарнация российского машиностроения

Высокие темпы роста в машиностроительной отрасли сохранятся в ближайшие 3—5 лет
| статьи | печать

Почившая в бозе после распада СССР машиностроительная отрасль в последние годы демонстрирует существенные темпы роста объемов производства. Электрооборудование, сельхозтехника, транспортные средства, механическое оборудование и даже бытовая техника — все эти сектора последовательно наращивают выпуск готовой продукции.

Минпромэнерго рапортует

На днях Минпромэнерго сообщило о почти 30-процентном росте в секторе машиностроения в январе — июле текущего года. Производство механического оборудования выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 91,2%, в частности, производство гидравлических турбин увеличилось в 3,4 раза, паровых турбин — в 2,1 раза, газовых турбин — на 62,8%.

Что касается транспортных средств и оборудования, то рост производства в январе — июле 2007 г. здесь составил 16%. В частности, выпуск автомобилей, прицепов и полуприцепов вырос на 16,4%, производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств — на 15,8%. По мнению специалистов Минпромэнерго, в автомобилестроении происходит интенсивное развертывание сборочных производств легковых автомобилей.

В сельхозмашиностроении изготовление тракторных плугов выросло на 36,3%, сеялок — на 24,5%, доильных установок — на 20,2%. Выпуск тракторов составил 7 тыс. штук, что на 16,8% больше, чем в январе — июле 2006 г.

Одним из важных факторов, стимулирующих увеличение заказов на машиностроительную продукцию, является реализация нацпроектов. Кроме этого, в последние годы постоянно повышается объем поставок на экспорт. Увеличение же производства продукции транспортного машиностроения связано с ростом спроса со стороны ОАО «РЖД» и независимых перевозчиков.

Настрой — позитивный

Аналитик по машиностроению ИК «Тройка-Диалог» Геннадий Суханов полагает, что устойчивый рост в энергомашиностроении в числе других факторов был вызван кардинальной реформой РАО ЕЭС. Рост энергопотребления в стране на фоне изношенного оборудования и спада в производстве электроэнергии породил насущную необходимость в срочной модернизации этого сектора. «Если в предыдущие 15 лет оборудование по производству энергии не закупалось — за исключением запчастей, — то сегодня проводится форсированная реорганизация отрасли по специальному плану», — подчеркнул Г. Суханов. Подобный 30-процентный рост — это только начало.

Сегодня российские компании инвестируют большие финансовые средства в модернизацию, и в течение следующих пяти лет в машиностроении следует ожидать увеличения объемов производства в несколько раз. Подобное развитие отрасли финансируется с помощью кредитов и размещения акций среди профессиональных инвесторов: различных фондов, олигархов и крупных компаний.

Реализация масштабной программы РАО «ЕЭС России», рассчитанной на период до 2014 г., как считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын, является катализатором высоких показателей производства энергетического оборудования. Сегодня растет производство электроэнергии на 4% в год, в то время как износ оборудования электростанций составляет от 60 до 80%. Не последнюю роль в стимулировании роста машиностроения играют правительственные программы «Дороги России» и «Жилье России».

В производстве комбайнов за последние годы наблюдался спад на 5%. Теперь же сельхозмашиностроение постепенно восстанавливается и российские агропромышленные холдинги начинают закупать отечественную технику. Подобная ситуация вызвана следующими факторами:

· цена на отечественную сельхозтехнику ниже, чем на импортную;

· государство начало проводить специальные лизинговые программы для агропромышленных холдингов;

· производители «очнулись ото сна» и стали реализовывать более активную рыночную политику по рекламе и сбыту своей продукции;

· существенно улучшилось качество отечественной сельхозтехники, включая сервисное обслуживание.

Но доля продукции отечественного машиностроения распределяется по секторам промышленности весьма неравномерно. К примеру, если в строительной отрасли иностранное оборудование составляет приблизительно 60%, то в лесной промышленности — уже более 90%.

Отечественная машиностроительная отрасль была основательно разрушена в 1990-е годы — общие объемы производства снизились в 3 раза. Поэтому сейчас идет лишь восстановление данного сектора экономики. «В машиностроении по меньшей мере в последующие 2 года темпы роста составят 30% или более; спроса же хватит на всех. Серьезной конкуренции на рынке машиностроения следует ожидать не ранее чем через 5 лет», — резюмировал С. Козицын. А директор департамента по связям с общественностью ЗАО «Трансмашхолдинг» (Москва) Артем Леденев отметил, что на его предприятии начиная с 2003 г. наблюдается рост производства от 30 до 60% в год по всем направлениям — локомотивы, подвижной состав и т.д. Подобная положительная динамика вызвана прежде всего стабильным устойчивым спросом со стороны потребителей в лице РЖД, а также постоянным увеличением объемов пассажирских и грузовых перевозок.

Безоблачны ли перспективы?

Читая радужные отчеты Минпромэнерго, все же не следует забывать, откуда мы пришли и куда идем. И хотя в ближайшую «пятилетку» серьезных потрясений произойти не должно, встает вопрос о том, как пойдут дела у машиностроителей, когда отечественный рынок будет насыщен? Смогут ли российские производители со временем увеличить долю своей продукции на внутреннем рынке в пику иностранным конкурентам? И как будут обстоять дела с созданием конкурентоспособной продукции для продажи ее на рынках развитых стран?

Какими бы утопичными сегодня ни казались такие вопросы, у России просто не остается другого выхода, как создавать качественную продукцию.