Регламенты замедленного действия («Экономика и жизнь», № 36, 2007 г.)

| статьи | печать

Гримасы советских долгостроев проглядывают в проекте Долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан, впервые представленном широкой публике на Всероссийском совещании по итогам реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в I полугодии 2007 года.

На 17 лет растянуто выполнение намечаемого новой государственной политикой жилищного строительства. Хотя, слов нет, документ нужный и давно ожидаемый. Только и он пока еще лукавый.

Так, Стратегия вводит новый стандарт жилищной обеспеченности граждан — 40 кв. м на человека вместо нынешних 18 «квадратов». Но, оказывается, 40 кв. м — норма для граждан, приобретающих жилье в собственность или нанимающих его на коммерческой основе. Действующий же минимум 18 кв. м и впредь останется уделом людей без доходов. Согласно документу арендатор жилья на праве социального найма не может претендовать на жилую площадь, превышающую еще советские 18 «квадратов» на человека.

Однако уже сегодня немалое число состоятельных граждан не ограничивают себя стандартными жилыми «квадратами». Чтобы убедиться в этом, достаточно полистать глянцевые журналы.

И даже при таком двойном стандарте устанавливается специфическая структура рынка жилья.

Первый сегмент в нем составит муниципальное жилье, предоставляемое в социальный наем бесплатно людям с доходами ниже прожиточного минимума.

Второй сегмент — муниципальное жилье, предоставляемое в социальный наем с частичным субсидированием. Оно предназначается гражданам, имеющим доходы выше прожиточного минимума, но ниже уровня стоимости найма жилья. Государство будет субсидировать часть расходов, чтобы плата за аренду не превышала 10% доходов семьи, а за жилищно-коммунальные услуги — 15%.

Третий сегмент. Это муниципальное и частное жилье, предоставляемое внаем людям, чьи доходы выше уровня стоимости социального найма, но ниже уровня, позволяющего приобретать жилье в собственность с использованием накопительных и (или) кредитных механизмов. Им государство предоставит налоговые вычеты по НДФЛ в части суммы, потраченной на оплату найма жилья. По существу, это возрождение доходных домов, о чем давно мечтают мэры российских мегаполисов.

Четвертый сегмент — жилье экономкласса, приобретаемое в собственность. Такое могут позволить себе люди, обеспеченные финансами. Но не настолько, чтобы купить квартиру либо дом без ипотеки или иной формы займа. Забота государства в данном случае будет выглядеть как предоставление льготных кредитов тем, кто надумает улучшить свои жилищные условия посредством залога или субсидий, предоставляемых, к примеру, при переселении из районов Крайнего Севера.

Здесь тоже возможно предоставление налогового вычета по НДФЛ в части суммы, потраченной на покупку жилья в собственность. Именно этот контингент людей должен будет активно создавать объединения граждан для строительства жилья и управления им.

Пятый сегмент — жилье свободного (нестимулируемого) рынка. Понятно, что участниками этого сегмента будут состоятельные люди. Но и им государство намерено предоставлять налоговые вычеты по НДФЛ в части суммы, потраченной на приобретение жилья в собственность.

Итак, всем сестрам по серьгам.

Далее Долгосрочная стратегия увеличит сроки жилищного кредитования до 30 и даже 50 лет, на чем настаивают эксперты и практики строительного рынка. Это выгодно и девелоперам (обеспечивается регулярный приток денег), и гражданам — особенно молодоженам и начинающим трудовую жизнь специалистам.

Также предусматривается государственная помощь индивидуальным застройщикам и участникам комплексного освоения территорий под малоэтажное домостроение.

На поддержку государства могут рассчитывать и муниципалитеты. В частности, их освободят от необходимости внесения в свои долговые книги обязательств, обеспеченных залогом земли.

С 2010 г. планируется ввести запрет на бесплатную приватизацию жилья. Будут и другие ограничительные меры на долгом пути к «светлому» 2025 г.

Первый промежуточный финиш при этом предусмотрен в 2010 г., когда истекает срок реализации ФЦП «Жилище» и в полную силу заработают две новые государственные структуры — Федеральное жилищное агентство и Лизинговая компания.

Второй промежуточный итог подведут в 2015 г., когда будет достигнута продекларированная в апреле 2007 г. Президентом России цель — вводить ежегодно не менее 1 кв. м жилья на одного россиянина. От постановки задачи до ее выполнения пройдет 8 лет: «Виват, долгострой-2025!»

Однако суровая действительность такова, что, согласно демографическим прогнозам, население страны к этому времени сократится на десяток-другой миллионов человек. По Долгосрочной стратегии к этому сроку будет вводиться в год не менее 148 млн кв. м жилья — намного больше одного жилого «квадрата» на каждого среднестатистического россиянина.

Всего в течение 2008—2025 гг. планируется построить не менее 2 млрд кв. м доступного и комфортного жилья. В настоящее время жилой фонд России равен 3 млрд кв. м.

«На повестке дня вплотную встает вопрос о принятии долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан, а также комплекс смежных вопросов: градостроительной политики, использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, стратегии развития строительной отрасли в целом. Напомню, что, даже развиваясь ускоренными темпами (а ежегодный прирост в отрасли, рекордный за все последние годы, — 15% в год), она все равно отстает от стремительно растущих в стране потребностей. О необходимости принятия такой стратегии говорит и тот факт, что даже поставленные в нацпроекте высокие ориентиры, такие, как ввод к 2010 г. ежегодно 80 млн кв. м жилья, уже не могут удовлетворить потребности современного российского общества.

…Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах».

ВЛАДИМИР ПУТИН (20 апреля 2007 г.)