Россияне учатся «стучать»

| статьи | печать

Сотрудники российских компаний, как и их западные коллеги, готовы информировать работодателя о возможных фактах мошенничества, взяточничества и коррупции. К такому выводу пришли эксперты компании «Эрнст энд Янг», проведя исследование внутри компаний в 13 странах.

 

Ванонимном опросе по домашнему телефону во внерабочее время приняли участие 1300 сотрудников международных компаний по 100 человек от Австрии, Франции, Германии, Испании, Италии, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Чехии, Венгрии, Польши, Словакии и России.

Ежегодно в результате мошенничества и связанного с ним неэтичного поведения персонала компании теряют в среднем 5% оборота. Сотрудники компаний мошенничают независимо от существующих процессов и политики. Поэтому программа противодействия данному явлению не ставит целью изменить человеческую природу и препятствовать противоправным действиям. Ее цель — найти способ наилучшим образом мотивировать персонал к сотрудничеству.

В большинстве случаев «стучать» гражданам мешает отсутствие эффективного Кодекса корпоративной этики, который указывает сотрудникам, как правильно оценить этичность того или иного поступка, и дает им возможность информировать руководителя о фактах неэтичного поведения. Таково мнение 88% опрошенных. Однако только немногим более половины респондентов в Центральной и Восточной Европе и две трети таковых в Западной Европе работают в компаниях, где такой Кодекс существует.

Согласно исследованию, систему оповещения, например «горячую линию», имеют в своих компаниях 38% респондентов в среднем по Европе, и более половины опрошенных полагают, что эти линии используют их коллеги.

«Горячие линии» признаются одним из наиболее эффективных способов получения внутренней информации. Эксперты утверждают, что по крайней мере 25% раскрытых случаев мошенничества удалось обнаружить именно благодаря работе этих систем.

Преимущество «линий» в анонимности передаваемой информации, что особенно актуально в России и Восточной Европе, где наиболее частая причина молчания — боязнь мести. Если в Западной Европе доля респондентов, не заявивших о фактах мошенничества сослуживцев по этой причине, составляет 55%, то в Центральной и Восточной Европе мести боятся 68% опрошенных. Каждый пятый респондент считает, что сотрудники его компании не чувствуют себя свободными в информировании о подозрениях в отношении своих коллег.

Эксперты не отрицают, что существуют компании, где информаторам грозит увольнение и вместо уважения за лояльность осведомитель может стать объектом мести коллектива. Возможно, поэтому в 79% случаев западноевропейцы предпочтут сообщить о своих подозрениях непосредственному начальству, поскольку руководитель пользуется наибольшим доверием в этой ситуации. Доля жителей Центральной и Восточной Европы, готовых последовать их примеру, равна только 63%.

Исследование также показало, что восточные европейцы не доверяют службе персонала и юридическому подразделению компании: им сообщать о возможных нарушениях готовы лишь 23% опрошенных, в то время как в Западной Европе этот показатель равен 56%.

То, что большинство сотрудников готово информировать начальство, обнадеживает. В свою очередь, руководство должно оправдать оказываемое доверие и разработать перечень необходимых действий для персонала при обнаружении нарушений. Например, среди опрошенных всех регионов набралось 4%, которые обратились бы напрямую к нарушителю. А между тем один из ключевых принципов расследования — защита доказательств. Обсуждение подозрений с потенциальным нарушителем может полностью испортить дознание.

Кроме того, большинство опрошенных уверено, что руководство должно информировать подозреваемого сотрудника о проводимом расследовании. Однако лишь 65% полагают, что будут в подобном случае поставлены в известность, тогда как 17% убеждены, что расследование будет вестись под видом другой деятельности.

В целом все опрошенные приветствуют меры, предпринимаемые против неэтичного поведения, поскольку каждый пятый респондент подозревает, что в его компании в 2006 г. возникали факты мошенничества.

Так как исследование проводилось и в России, радует то, что наша страна картину не испортила. А ведь стоит вспомнить, что граждане бывшего СССР к стукачам и стукачеству относятся предосудительно. Не так далек от нас 1937 г., когда каждый мог стать жертвой доноса.

Житель Западной Европы считает своим долгом остановить нарушителя, тогда как в нашей стране слишком велико недоверие к государству. Поэтому высшему менеджменту и владельцам бизнеса приходится самостоятельно бороться с мошенниками. В ход идут и компьютерные программы, следящие видеокамеры, инструменты финансового контроля и другие средства (см. «ЭЖ» № 23, 29, 30, 31).

Впрочем, персонал российских компаний готов к сотрудничеству в борьбе с мошенничеством, взяточничеством и коррупцией, но с оглядкой: если «горячие линии», то полностью анонимные, если доносы, то — тайком. И так до тех пор, пока мы не решим: «стучим» мы или предупреждаем, проявляем лояльность к компании или «сдаем» коллег…

 

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ противодействия мошенничеству, взяточничеству и коррупции:

 

·        поведение руководителей компании;

·        Кодекс корпоративной этики;

·        политика компании по противодействию мошенничеству;

·        «горячая линия» и другие инструменты оповещения о совершении мошенничества;

·        тренинги и образовательные программы по информированию персонала о вопросах мошенничества;

·        оценка рисков мошенничества;

·        оценка контроля по противодействию мошенничеству;

·        мониторинг и расследование.

 

ИСТОЧНИК: «ЭРНСТ ЭНД ЯНГ»