Справка, без которой не обойтись

По письмам читателей
| статьи | печать

Организация занимается розничной торговлей с использованием нескольких ККМ. Недавно узнали о необходимости составления справки-отчета кассира-операциониста формы № КМ-6. Однако Z-отчеты также содержат информацию о ежедневной выручке по секциям. Достаточно ли в связи с этим вести только журнал кассира-операциониста и не составлять справку указанной формы? Какая ответственность грозит организации при их отсутствии?

Е. Корикова

 

Из Письма Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 31.08.94 № НИ-7-185 следует, что буквой «Z» обозначаются отчеты без гашения на контрольно-кассовых лентах.

Из содержания п. 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745, следует, что на всех ККМ в обязательном порядке применяется контрольная лента и по каждой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе, которые наряду с другими документами, подтверждающими проведение денежных расчетов, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность за обеспечение хранения этих документов несет руководитель организации.

К первичным документам, подтверждающим проведение денежных расчетов, относится и справка-отчет кассира-операциониста формы № КМ-6, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132. Эта справка применяется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день (смену) и составляется в одном экземпляре данным работником, который подписывает его и вместе с выручкой сдает по приходному ордеру старшему (главному) кассиру или руководителю организации. В небольших организациях с одной-двумя кассами кассир-операционист сдает деньги непосредственно инкассатору банка. Сдача денег в банк отражается в отчете. Выручка за рабочий день (смену) определяется по показаниям суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня (смены) за вычетом суммы денег, возвращенных покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, и подтверждается соответствующими подписями заведующих отделами. В приеме и оприходовании денег по кассе в отчете подписываются старший кассир и руководитель организации. Отчет служит основанием для составления сводного отчета «Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации» (форма № КМ-7).

Таким образом, составление справки-отчета формы № КМ-6 как первичного документа обязательно для организации. Следует также напомнить содержание п. 98 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н. Согласно данному пункту организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухучета и бухгалтерскую отчетность в течение срока, установленные в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.

Если организация не будет составлять обсуждаемый первичный документ, она может быть привлечена к ответственности по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под таким нарушением понимается, в частности, отсутствие первичных документов. Размер штрафа зависит от квалифицирующих признаков и варьируется от 5 тыс. до 15 тыс. руб. Если такое нарушение повлекло занижение налоговой базы, то штраф взыскивается в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.