Заповедные места ценообразования

| статьи | печать

Несомненно, самой острой темой последних дней стал «неожиданный» всплеск инфляции в сентябре и, что самое неприятное, резкое подорожание продуктов питания. Естественно, верхние эшелоны власти пришли в беспокойное бурление вокруг извечных в России вопросов «Кто виноват?» и «Что делать?». Ответы, как водится, нашлись быстро. И как всегда, взаимоисключающие. Но, так или иначе, дебаты упираются в меры ценового регулирования.

 

Отом, что у подорожания продовольствия есть фундаментальные экономические причины (мощный рост цен на зерно и продукты питания на мировом рынке), мы уже писали (см. «ЭЖ» № 40). Однако не стоит отмахиваться и от версии, что в России эту ситуацию еще и «подогрели». Недаром спикер Госдумы Борис Грызлов, находясь в Оренбурге, высказал подозрение, что скачок цен на продовольствие вызван у нас сговором так называемых компаний-перекупщиков. Это к вопросу о том, «кто виноват».

По поводу того, «что делать» для обуздания продовольственных цен, Президенту и общественности Правительство отрапортовало оперативно. Прежде всего названы меры таможенно-тарифного регулирования: шире открыть дверь для импорта продовольствия и, наоборот, прикрыть — для его экспорта (подробнее см. стр. 4). Иначе говоря, государство намерено вмешаться в ситуацию экономическим инструментарием. Прозвучали, однако, призывы и иного рода: ввести госрегулирование на ряд продуктов первой необходимости.

Действительно, ситуация провоцирует вернуться к «старым, проверенным» способам порулить в экономике. К счастью, большинство россиян еще помнят время пустых магазинных полок и, думается, согласятся с доводами, к примеру, главы Экспертного управления Президента Аркадия Дворковича, что искусственно регулировать цены не стоит, поскольку это приведет к дефициту продуктов со всеми вытекающими из этого прелестями.

Хорошо, что среди «ответственных товарищей» преобладает рыночный подход к ценовому регулированию и что они знают, как «выруливать» из неприятной ситуации. Плохо то, что «отыграть» рост цен обратно уже невозможно. А при всей экономической объективности причин подорожания продуктов у многих имеются большие сомнения насчет объективности ценового взлета именно на взятую высоту. Да и что все-таки по поводу «сговора»?

Это не в плане попенять, мол, «если вы такие умные, то почему раньше…». Просто подозрительные ценовые скачки, и не только на рынке продовольствия, были и возможны в будущем. А потому продуктивнее разобраться, сколь прочна у нас система профилактики таких «завихрений».

Откровенно говоря, правительственное поручение Федеральной антимонопольной службе пройтись по продуктовым рынкам и строго обозреть тамошние ценники вызывает грустную улыбку. Но и для того, чтобы в перспективе не работать по факту случившейся неприятности, кое-что делается. Например, замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что уже подготовлены поправки в разрабатываемый закон о торговле, нацеленные на серьезное снижение планки рыночного доминирования для торговых компаний. Кроме того, предлагается введение особых порогов для коллективного доминирования.

Но это что касается еды. А есть еще одно интересное заявление, которое антимонопольное ведомство обнародовало (случайно ли?) аккурат в разгар разбора продуктового подорожания. Озаглавлено оно «ФАС России о механизмах рыночного ценообразования». В нем, как говорится, «твердым голосом» ФАС сообщает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынках, каким она видит наиболее справедливый и прозрачный механизм формирования цены на товар. Это биржевые торги. И главное: в заявлении четко изложены 12 требований к процедуре таких торгов (см. стр. 2), исполнение которых «может рассматриваться ФАС России как основание для прекращения иных методов ценового контроля».

Борцы с монополизмом честно «предупреждают» доминирующие хозяйственные субъекты, что именно на этой дюжине принципов они базируют свою правоприменительную практику.

Возможно, для многих доминирующих компаний теперь станет ясно, за что им ФАС треплет нервы и как этого можно избежать. Правда, большой вопрос, станут ли для них названные 12 принципов «десятью заповедями»…