Путь к сбалансированному бюджету предприятия

| статьи | печать

Недостаточная прозрачность финансовой отчетности не позволяет контролировать фактическое состояние бизнеса, делает затруднительными планирование и бюджетирование финансово-хозяйственной деятельности. В Германии известен подход, который условно можно назвать «триптих», позволяющий отразить и связать в единое целое важнейшие финансово-хозяйственные операции.

В рамках системы двойной записи финансовый учет и учет прибыли/убытков охватывают финансово-хозяйственные операции за период. Результат сводится и фиксируется на определенный день в балансе, где устанавливается: Куда инвестированы деньги? (Состояние имущества) и Откуда происходят деньги, потраченные на имущество? (Состояние обязательств).

К сожалению, на практике не всегда даже специалисты в области экономики, финансов, учета правильно используют такие «зеркальные» понятия, как выплаты и поступления, расходы и доходы, затраты и результаты (так называемые основные «пары» учета). Разберемся в различиях этих понятий и установим взаимосвязь производственного процесса и учета.

Схематично этот подход, являющийся, по сути, целостной моделью учета, отражен на рисунке 1. На рисунке 2 условно отражена взаимосвязь производственного процесса и учета.

Пример 1

В таблице 1 приведен список, содержащий краткое описание совершаемых производственно-хозяйственных и финансовых операций и их стоимостное выражение. Необходимо разнести эти операции в «триптихе» (табл. 2).

Составными частями системы планирования на предприятии являются: базисные планы (планы продаж, производства и запасов, планы расходования и закупки ресурсов, планы по мощностям, персоналу и инвестиционные планы), производные планы (финансовый, прибыли/убытков, план-баланс) (рис. 3).

Для разработки бюджетов по отдельным подразделениям (областям деятельности) необходимы данные из системы планирования, а также из системы учета затрат. Бюджеты содержат плановые значения. Если в текущем периоде возникают отклонения от плановых значений, необходимо выяснить их причины и выработать мероприятия, которые бы исключали или уменьшали отклонения в будущем.

Пример 2 (ситуация)

Для монопродуктового предприятия с учетом ряда допущений (упрощений) разработать план на предстоящий год.

Сокращения:

ДЕ — денежная единица;

ТДЕ — тысяча денежных единиц;

ЕП — единица продукции;

ИЗ — изменение запасов;

НЗ — начальный запас;

КЗ — конечный запас.

Целевые показатели

Планирование должно гарантированно обеспечить уровень ликвидных средств в кассе 450 ТДЕ и прибыли не менее 3000 ТДЕ.

Плановые данные

Отдел контроллинга при работе с другими подразделениями может предложить следующие основные плановые величины по направлениям:

·       Сбыт. Ожидается продажа изделий в количестве 4500 ЕП по цене 9000 ДЕ. Предполагаемый объем продаж в кредит составит 5000 ТДЕ.

·       Нормы расхода ресурсов. Из технологической службы предприятия получены нормы расхода ресурсов на готовую ЕП (Output) (табл. 3).

По расчетам службы организации производства, запуск изделий в производство будет осуществляться партиями по 500 ЕП. Средние величины потерь ресурсов на партию (брак, исправление брака) приведены в таблице 1.

Мощности и персонал

К началу планового периода (года) на предприятии имеются следующие мощности:

·       Машины в количестве 135 единиц. Плановый фонд времени/единицу — 120 000 мин./год.

·       Рабочие — 500 чел. Плановый фонд времени/рабочий — 125 000 мин./год. Предполагается, что в течение года 15 машин будет выведено из производства и 50 человек уволятся.

·       На конец планового периода запланировано по мощностям 160 машин и персоналу 640 рабочих. Допущение: приход и уход рабочих и машин произойдет в конце периода.

Запасы/Стоимостная оценка

Планы по запасам и их стоимостной оценке (=цена):

·       Продукция: НЗ — 1000 ЕП; КЗ – 500 ЕП; Цена = 5900 ДЕ/ЕП.

·       Материалы: НЗ — 50 000 ЕП; КЗ – 100 000 ЕП; Цена = 27 ДЕ/ЕП.

·       Электроэнергия: Цена = 0,1 ДЕ/кВт.ч.

Амортизация (Списание)

Машины имеют нормативный срок списания 10 лет и амортизируются по линейному закону. Здания и сооружения списываются также линейно с годовой нормой амортизации 5%.

Расходы на управление

Для управленческих подразделений запланированы расходы – 6000 ТДЕ.

Планирование финансов

Погашение основного долга и процентов по кредиту составит:

·       2500 ТДЕ — проценты (10% от 25 000 ТДЕ);

·       4000 ТДЕ — основной долг.

Запланировано распределение прибыли в размере 1500 ТДЕ (дивиденды). Ожидается поступление от оплаты дебиторских задолженностей в размере 3000 ТДЕ. Кроме того, ожидается, что клиенты произведут предоплату за продукцию в размере 2000 ТДЕ.

За приобретение машин (инвестиционные выплаты) нужно в течение года оплатить только 83,33% их первоначальной стоимости.

Начальный баланс рассчитан в таблице 4.

Задание по ситуации

1. Произвести расчеты по основным (базисным) планам (сбыт, производство, расходование ресурсов, закупка материалов, персонал, инвестиции (мощности). 2. Произвести расчет плановой прибыли необходимо по позициям:

·       Доход с оборота (Объем продаж);

·       Из готовой продукции.

Суммарный результат производственной деятельности:

–Расходы на материалы (включая электроэнергию).

– Расходы на персонал.

– Прочие расходы.

– Амортизация:

·       машин;

·       зданий;

·       сооружений.

– Сумма производственной прибыли.

– Процентные расходы.

– Процентные доходы.

— Прибыль предприятия.

3. Рассчитать плановые поступления и выплаты (табл. 5) и сделать предложения по обеспечению требуемого уровня ликвидности:

·       Суммарные поступления от продаж продукции.

·       Выплата за материалы и электроэнергию.

·       Выплаты на персонал.

·       Прочие выплаты.

·       Инвестиционные выплаты.

·       Производственный финансовый результат:

·       Выплата процентов.

·       Поступление процентов.

Финансовый результат предприятия:

– Получение кредита.

– Погашение долга по кредиту.

– Финансовые вложения.

– Возврат финансовых вложений.

– Распределение прибыли (дивиденды).

– Остаток ликвидных средств:

4. Рассчитать и заполнить позиции в окончательном плане-балансе.

5. Представить полученные в предыдущих расчетах данные в виде «триптиха» с учетом базисных планов, норм расхода и изменения остатков (табл. 5). Достоинства такого подхода к системе финансовой отчетности заключаются в том, что:

·       можно воочию представить изменения финансового положения предприятия за весь отчетный период по всем бюджетным формам, причем как по факту, так и планировать желаемые значения показателей;

·       хаотичный поток движения финансовой отчетности приводится в «триптихе» в порядок, наглядно представляется взаимосвязь трех основных бюджетов, особенно если использовать табличный процессор.

Делая позиции изменяемыми параметрами и подставив формулы расчета по соответствующим показателям, можно сделать простейшую имитационную модель финансовых потоков предприятия. То есть условно оптимизировать каждый показатель по строкам «триптиха», чтобы достичь намеченной цели в получении чистого дохода и в то же время иметь достаточное количество денежных средств, чтобы быть платежеспособным;

«триптих» может использоваться и для защиты внешних инвесторов от возможных махинаций управляющих;

«триптих» наглядно показывает, что нельзя стремиться к оптимизации только одного или нескольких показателей, поскольку в условиях рынка это опасно, главное в управлении финансами предприятия – оптимизировать всю систему показателей.

«Триптих» не предназначен для повышения эффективности принятия управленческих решений, что можно отнести к его недостаткам. Хотя и это можно сделать.

Аналогичные задачи могут использоваться при тестировании и сертификации специалистов в области контроллинга, так как они должны представлять себе общую картину движения денежных средств, взаимосвязь основных планов и показателей финансово-хозяйственной деятельности.