Две поправки от банкиров

Спорные вопросы приостановления операций по банковским счетам
| статьи | печать

Ассоциация российских банков предлагает законодателям конкретизировать нормы, связанные с приостановлением операций по банковским счетам компаний, имеющих налоговую задолженность. Проект соответствующих поправок к ст. 76 Налогового кодекса РФ уже направлен в Госдуму.

Подготовленный банкирами законопроект призван решить две проблемы, с которыми кредитные организации сталкиваются при исполнении решений налоговиков о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков (налоговых агентов).

Закрыть или не закрыть?

Прежде всего в нынешней редакции ст. 76 НК РФ ничего не говорится по поводу права банков закрывать на основании заявлений клиентов о расторжении договора банковского счета те счета, операции по которым приостановлены налоговиками.

Но в то же время ст. 859 Гражданского кодекса РФ дает клиенту банка возможность расторгнуть договор банковского счета в любое время. А Высший Арбитражный Суд РФ, разъясняя эту норму, указал, что «законом не предусмотрена возможность ограничения права клиента на расторжение договора» (п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 19.04.99 № 5 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета»).

Налицо явное противоречие между нормой ГК РФ и целью, которую преследует ст. 76 НК РФ. Ведь ст. 859 ГК РФ формально дает должнику-налогоплательщику получить свои деньги со счета, расторгнув договор с банком и оставив налоговое ведомство ни с чем.

Налоговики в подобных ситуациях исходят из того, что должник вправе закрыть счет только с нулевым остатком денежных средств, так как в таком случае интересы казны не страдают.

Чтобы согласовать положения налогового и гражданского законодательств, Ассоциация российских банков выступила со следующей инициативой. Нужно дополнить ст. 76 НК РФ новым пунктом, предусматривающим право банка по заявлениям клиентов закрывать счета, операции по которым приостановлены, только в тех случаях, когда на таком счете остаток денежных средств на момент закрытия равен нулю. По мнению исполнительного вице-президента Ассоциации Андрея Емелина, такая поправка, с одной стороны, не противоречит фискальным интересам государства, а с другой — соответствует положениям ст. 859 ГК РФ и позиции ВАС РФ.

Однако нельзя не обратить внимания на то, что в соответствии с формулировкой п. 1 ст. 859 ГК РФ «договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время». То есть ГК РФ предоставляет данное право независимо от того, приостановлены ли операции по счетам клиента и каков остаток денежных средств на этом счете. Вероятно, если предложенная банками поправка в ст. 76 НК РФ будет принята законодателями, соответствующие изменения придется внести и в ст. 859 ГК РФ.

О приостановлении сообщайте вовремя

Вторая проблема связана с тем, что ст. 76 НК РФ не устанавливает никаких сроков для направления решений налоговых органов об отмене приостановления операций по счету.

В Кодексе сказано лишь о том, когда такое решение должно быть вынесено (п. 8 ст. 76 НК РФ), а также о том, что оно должно быть направлено в банк. Формально между датой вынесения решения и тем днем, когда оно будет направлено в банк, может пройти сколь угодно длительный промежуток времени. А налогоплательщик, который вроде бы уже перестал быть должником, все это время не сможет пользоваться своим счетом.

Все, что остается в такой ситуации налогоплательщику, – требовать от налоговиков на основании подп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ возмещения убытков, причиненных несвоевременной отменой решения о приостановлении операций.

Подобные ситуации не возникали бы, если бы в Налоговом кодексе были четко указаны сроки направления решения в банк. Ассоциация предлагает установить, что налоговый орган обязан направить решение об отмене приостановления операций не позднее операционного дня, следующего за днем вынесения такого решения. Заодно предлагается установить те же сроки для направления банкам и налогоплательщикам-должникам копий решений о приостановлении операций.

Указанные поправки были направлены в Федеральное Собрание РФ еще в апреле. Решать вопрос об их принятии или отклонении, очевидно, придется уже депутатам следующего состава Госдумы.

Отметим в заключение, что совсем недавно, в октябре 2007 г., федеральные парламентарии отклонили предложенную Брянской областной Думой поправку к ст. 76 НК РФ. Брянские депутаты предложили обязать налоговый орган передавать решение об отмене решения о приостановлении операций налогоплательщику-организации не позднее одного операционного дня, следующего за днем принятия данного решения.

Авторам этой поправки показалось нелогичным, что решение о приостановлении операций по счету направляется в банк одновременно с уведомлением налогоплательщика-организации, а сроки уведомления налогоплательщика-организации об отмене соответствующего решения в НК РФ прямо не предусмотрены.

К сожалению, предложенная поправка была отклонена. Депутаты решили, что вполне достаточно установленного в п. 4 ст. 76 НК РФ правила о том, что копия решения об отмене приостановления операций по счетам передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения копии. Так что вопрос о сроках вручения копии решения налогоплательщику остается открытым.

БУКВА ЗАКОНА:

· Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора...

· Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету...

· Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

· Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

· Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога.

Статья 76 НК РФ