Большие перемены

| статьи | печать

Повышение цен на продукты питания в нынешнем году, по оценкам многих экспертов, может стать прологом больших изменений на мировом рынке продовольственных товаров. Пора задуматься о долговременных мерах экономической политики, которые защитят наш внутренний рынок и социально слабых граждан.

За январь — сентябрь нынешнего года официальная инфляция на потребительском рынке составила 7,5% (для сравнения: за аналогичный период 2006 г. — 7,2%). А за 10 месяцев, по оценке Росстата, она достигла 9,3%, то есть опередила увеличение цен за весь прошлый год

Следует отметить, что нарастание цен началось не вчера. Высокими темпами они росли весь 2-й, а затем и 3-й квартал, почти в 2 раза опережая инфляцию 2006 г. Так, с апреля по июнь прирост цен составил 2,2% против 1,1% год назад, а за июль — сентябрь он равнялся 1,8% по сравнению с 1% в прошлом году.

Ускорение темпов инфляции, наблюдаемое с апреля, происходит главным образом благодаря опережающему росту цен на продовольственные товары. Причем в конце сентября — начале октября произошел резкий (в 1,2—1,4 раза) скачок цен на ряд основных продуктов питания.

Молоко и молочные продукты только в сентябре подорожали на 7,2%; по предварительным же данным МЭРТ, с 1 по 15 октября еще больше — на 8,5%, а с начала года — на 21,5%.

Масло сливочное в сентябре увеличилось в цене на 9,4%, с 1 по 15 октября — на 10,5%, а с января — на 29,4%.

Пик роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия пришелся на июль — август, когда их прибавка составила 12,8%. В сентябре — начале октября нарастание цен здесь замедлилось до 1—1,6% в месяц, в целом же за 10 месяцев хлеб насущный стал дороже для россиян на 21,1%.

Именно продовольственные товары внесли основной вклад (44%) в общую инфляцию 9 месяцев, значительно опередив сферу услуг (37%), которая из-за жилищно-коммунального хозяйства в прошлом служила главным источником ценовых неприятностей для граждан. Вклад непродовольственных товаров был скромнее — 19%.

По давней российской традиции причину резкого скачка цен на продукты питания многие эксперты стали искать в злонамеренных происках, в данном случае — крупных торговых компаний, особенно в тех регионах, где они могли выступать в роли локальных монополий.

Конечно, не стоит отрицать стремление некоторых коммерческих структур погреть руки на конъюнктуре рынка, но все-таки главные причины всплеска инфляции на рынке продовольственных товаров лежат гораздо глубже и носят фундаментальный характер.

Прежде всего нужно отметить существенное (не просто в разы, а в десятки раз) отставание увеличения производства продукции животноводства и других продтоваров от роста платежеспособного спроса населения.

За январь — сентябрь нынешнего года выпуск молока в сельскохозяйственных предприятиях вырос на 1,4%, яиц и того меньше — на 0,4%.

Промышленное производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) увеличилось всего на 1,1%, масла сливочного — на 1,8%, а сыров жирных (включая брынзу) даже снизилось на 0,4%. Выпуск подсолнечного масла также сократился на 1,7% (кстати, экспорт вырос — в 1,3 раза).

Сравним эти цифры с динамикой доходов и заработной платы граждан. Номинальные доходы за 9 месяцев 2007 г. увеличились на 21,7%, а номинальная среднемесячная заработная плата еще больше — на 25,7%. Как говорится, почувствуйте разницу.

В этот же период высокими темпами росла денежная масса: агрегат М2 за 10 месяцев текущего года увеличился с 8,99 трлн руб. до 11,49 трлн, или на 27,8%. Свою лепту сюда внесли и внушительный приток капитала из-за рубежа, и меры, принятые Центробанком для того, чтобы погасить кризис ликвидности, и расширение государственных инвестиций, и профицит бюджета.

Одновременно коренным образом начала меняться конъюнктура мирового рынка продовольственных товаров. Слабый урожай зерновых, который наблюдался в ряде стран в текущем году, и дальнейшее повышение цен могут стать лишь началом глобальных изменений на всем международном рынке продуктов питания.

Население динамично развивающихся стран БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая) неуклонно повышает свой жизненный уровень и постоянно увеличивает потребление продуктов питания.

Эксперты заговорили о том, что эра дешевых продовольственных товаров безвозвратно уходит в прошлое и всем надо готовиться к увеличению цен на этом рынке. Подобные заявления удивительно напоминают ситуацию с углеводородами 1,5—2 года назад. Тогда аналитики начали рассуждать о неизбежном росте цен на нефть и газ, и теперь их печальные предсказания доказывают биржевые котировки, стремительно приближающиеся к отметке 100 долл. за баррель.

Закономерность наметившихся тенденций на рынке продуктов питания подтверждает аномальное соотношение между сложившимися ранее ценами на нефтепродукты и на продовольственные товары.

По всей вероятности, нам всем придется привыкнуть к мысли, что ценность и стоимость молока будут не меньше цены на бензин и даже превысят ее.

При всех негативных последствиях повышения цен на продовольствие здесь существует и целый ряд положительных аспектов. Появятся предпосылки для повышения рентабельности производства сельскохозяйственной продукции и увеличения инвестиционной привлекательности этой отрасли (лишь бы эти деньги попали к производителям, а не к перекупщикам). Труженики села начнут получать более высокие зарплаты (сейчас их доходы в 2 раза ниже, чем в городе).

Новые реалии потребуют иных подходов к экономической политике в части агропромышленного комплекса. Введенные недавно экспортные пошлины не стоит рассматривать как временную меру, которую можно отменить после кратковременного периода ажиотажного спроса.

У нас накоплен приличный опыт использования механизмов таможенных пошлин для регулирования цен на рынке углеводородов, он вполне может пригодиться и для продуктов питания.

Желательно проработать механизмы защиты социально слабых слоев населения от подорожания продуктов питания. За основу можно взять опыт компенсаций затрат на жилищно-коммунальные услуги малоимущим гражданам.

А самое главное, надо более последовательно проводить в жизнь все меры, обозначенные в государственной программе развития сельского хозяйства. Россия имеет все реальные предпосылки для того, чтобы стать достойным участником мирового рынка продуктов питания, в частности большие площади пашни. Нужно только грамотно использовать наши конкурентные преимущества.