На что меняем черное золото

| статьи | печать

Затянувшееся падение курса американской валюты происходит на фоне снижения экономической динамики в США. Банк России не спеша примеряется к другим денежным единицам, способным заменить «американца» в существующих резервных активах. Между тем уже сейчас можно пересмотреть политику формирования золотовалютных резервов слабеющим долларом.

Номинальный курс рубля к доллару за 10 месяцев нынешнего года поднялся с 26,53 до 24,72 руб., или на 6,8%. Курс «американца» к европейской валюте снизился за этот же период с 1,28 до 1,46, то есть на 14%. Все больше экспертов склоняются к мнению, что для падения курса считавшейся ранее самой надежной денежной единицы существуют фундаментальные причины.

Прежде всего речь идет о нарастающем размере государственного долга США. Этот показатель впервые в истории страны превысил барьер 9 трлн долл. Об этом сообщило в начале ноября нынешнего года американское министерство финансов.

Глава финансового ведомства Генри Полсон еще в середине сентября предупредил членов конгресса США, что федеральное правительство 1 октября достигнет потолка госдолга, закрепленного законом на тот момент на уровне 8,96 трлн долл., и может оказаться в состоянии технического дефолта по своим обязательствам. Тогда он призвал конгресс быстрее одобрить законопроект, поднимающий потолок госдолга. Что законодатели и сделали в прошлом месяце, повысив его до уровня 9,815 трлн долл.

Кстати, с момента прихода Джорджа Буша к власти в январе 2001 г. конгресс уже пять раз поднимал потолок госдолга — на общую сумму 3,86 трлн долл.

Вполне очевидно, что бесконечно наращивать объем государственных заимствований невозможно. Размер госдолга уже в 3,5 раза превышает объем доходов бюджета США, которые в текущем финансовом году составляют 2,57 трлн долл., и равняется 68% американского ВВП.

Но даже такое соотношение госдолга и основных макроэкономических показателей не вызвало бы столь серьезную озабоченность аналитиков, если бы не снижение экономической динамики в США, настраивающей на пессимистичный лад самих американцев.

В прошлом месяце индекс настроений потребителей на ближайшие полгода снизился в США до 80,1 пункта по сравнению с 85 пунктами в сентябре. Доля потребителей, считающих текущие экономические условия хорошими, уменьшилась с 25,7% в первом месяце осени до 23,4% в октябре.

Между тем число тех, кто ожидает ухудшения условий ведения бизнеса в ближайшие шесть месяцев, выросло с 11,9 до 13,8%. А количество рассчитывающих на улучшение этого показателя снизилось с 15,7 до 13,7%.

По данным Национальной ассоциации риэлтеров, продажи односемейных жилых домов и кондоминиумов на вторичном рынке США в сентябре упали на 8% по сравнению с августом (до 5,04 млн единиц в годовом исчислении). Этот параметр оказался значительно ниже прогнозов и стал самым слабым после 1999 г. Эксперты предполагали, что в сентябре продажи сократятся до 5,25 млн.

На прошедшей в конце октября сессии Международного валютного фонда (МВФ) его директор-распорядитель Родриго де Рато отметил: «Существует риск, что внезапное падение доллара может быть вызвано потерей доверия к долларовым активам». По его оценке, снижение цен на жилье в США и сбои на финансовых рынках могут повлечь глобальный экономический спад.

Всемирно известный американский финансист Джордж Сорос буквально на днях на лекции в Нью-Йорке заявил, что американцы «заняли огромное количество денег и теперь к нам пришел счет». Другой «гуру» финансового рынка, Уоррен Баффетт, объявил инвестирование в недолларовые активы одной из основных стратегий своего менеджмента. Весьма пессимистичен прогноз инвестиционного банка Morgan Stanley, согласно которому в IV квартале текущего года темпы роста американской экономики снизятся с 3,9 до 1,1%.

Особую обеспокоенность высказывают экономические ведомства стран, накопивших самые огромные валютные резервы, большая часть которых размещена в долларах, банковских депозитах и государственных ценных бумагах США. Наиболее масштабные суммы собрал Китай — 1,43 трлн долл., из них свыше 60% находятся в американских денежных знаках и гособлигациях. Япония располагала к концу сентября резервами в размере 945,6 млрд долл.

Обе страны уже предпринимают шаги для диверсификации своих резервных активов. Причем не только снижают размеры долларовой массы, но и распродают гособлигации, ранее считавшиеся самым надежным вложением средств на случай мирового экономического кризиса. Так, в сентябре размеры валютных резервов Японии в казначейских облигациях сократились на 4%, Китая — на 2,2%.

Россия находится на 3-м месте по уровню золотовалютных резервов (ЗВР) с размером 455 млрд долл. на 9 ноября 2007 г. По словам первого зампреда Центробанка Алексея Улюкаева, почти половина ЗВР размещена в долларовых активах, около 40% — номинировано в евро. Порядка 9% размещено в фунтах стерлингов и примерно 1% — в японских иенах. И совсем чуть-чуть — в швейцарских франках.

По оценке А. Улюкаева, ЦБ РФ будет искать возможности диверсифицировать свои золотовалютные резервы. Так, он планирует добавить к ним еще 2—3 валюты, скорее всего канадский или австралийский доллар, датскую крону или какую-нибудь другую денежную единицу.

Однако, учитывая неповоротливость наших финансовых ведомств, можно предположить, что диверсификация ЗВР будет идти столь же медленными темпами, как и диверсификация всей экономики. Между тем в результате снижения курса доллара Россия с начала нынешнего года уже потеряла примерно 15 млрд долл. Но эта сумма покажется просто цветочком, когда созреют ягодки глобального финансового кризиса.

Кроме замены доллара на другие валюты у ЦБ РФ есть и иные варианты диверсификации резервов. Так, член-корреспондент РАН Сергей Глазьев неоднократно предлагал увеличить в ЗВР долю золота, цена которого, кстати, в октябре уже достигла рекордного уровня в отличие от «американца», который катится вниз.

Но, пожалуй, самым простым шагом может стать хотя бы временное прекращение добычи и продажи углеводородов в тех объемах, которые предназначаются для покрытия платежей в сами государственные резервы. Нефть рассматривает в качестве одного из альтернативных инструментов диверсификации своих резервов и Народный банк Китая.

В конце концов, дальнейшие решения о пополнении государственных резервов деньгами можно принимать в зависимости от состояния экономики США и доллара, которые будут более очевидными по результатам последнего квартала 2007 г. и в начале 2008-го. Но менять постоянно дорожающее черное золото на обесценивающиеся бумажки неразумно.