Лицом к бизнесу

| статьи | печать

Задача Федеральной таможенной службы в 2008 году — уравновесить внешнеторговые интересы государства и противодействие угрозам безопасности страны с созданием благоприятных условий для торговых сообществ, физических и юридических лиц.

О решении этой задачи сообщил «ЭЖ» руководитель ФТС России Андрей БЕЛЬЯНИНОВ.

 

На первом этапе реализации Концепции развития таможенных органов России (2007 г.) предприняты шаги по совершенствованию администрирования и гармонизации законодательства РФ с международными стандартами. Подготовлена концепция таможенного контроля после выпуска товаров, которая, замкнув технологическую цепочку таможенного контроля, многократно увеличивает его эффективность. Результативность таможенных ревизий в 2007 г. достигла 86%.

Если в начале 2007 г. таможенных органов, имеющих достаточную оснащенность для применения электронного декларирования, насчитывалось 161, то к концу года их число достигло 195.

Унификация таможенных процедур и правил для обеспечения свободного перемещения товаров и транспортных средств по территориям государств — участников интеграционных объединений для ФТС стала одним из ведущих направлений международного таможенного сотрудничества.

Сегодня проходят межведомственное согласование разработанные ФТС концепции законопроектов о внесении изменений в ТК РФ и КоАП РФ в части введения института уполномоченного грузополучателя, института обязательного предварительного информирования таможенных органов и единой процедуры таможенного транзита в соответствии с международными стандартами. Внесен на согласование в Правительство законопроект о присоединении к международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.73 в редакции Брюссельского протокола 1999 г.

Эти документы необходимы для обеспечения транспарентности российских таможенных норм с правилами ЕС, предсказуемости действий таможенных органов, а также для минимизации времени выполнения формальностей, содействия развитию торговли и повышению безопасности международной цепи поставок.

Унификация требований при предоставлении ГТД и транзитной декларации в России с требованиями европейского Единого административного документа (ЕАД) позволяет поставить вопрос о присоединении России к Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 г., регулирующей ЕАД, и к Конвенции об общей транзитной процедуре 1987 г.

Унификация документов предоставит российским и иностранным участникам ВЭД возможность ускорить процесс таможенного оформления грузов, а таможенным органам сосредоточить усилия на контроле товаров, не соответствующих установленным критериям безопасности поставок.

Применение международных документов в практике ФТС позволит ввести принцип однократного заполнения транзитной декларации в таможне страны отправления, обеспечить надежную систему уплаты таможенных платежей, определить процедуры оказания таможенными службами взаимного административного содействия, ввести упрощенные процедуры для законопослушных участников ВЭД.

Рост внешнеторгового оборота в 2006 г. составил 29% по сравнению с 2005 г., и в 2007 г. — еще 20%. Поэтому наиболее актуальной для ФТСможно назвать проблему очередей в международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП) на границах с государствами ЕС, на которые приходится половина внешнеторгового оборота России. Пропускные пункты, в большинстве своем спроектированные и построенные в 90-х гг., оказались не рассчитаны на такой рост товарных потоков.

Решение проблемы беспрепятственного товарооборота через границу было намечено на Хельсинкском саммите Россия — ЕС в ноябре 2006 г. Президент РФ поставил вопрос об организации электронного обмена данными по линии таможенных органов о товарах, поступающих на российскую территорию.

Практические меры были определены на заседании подкомитета Россия — ЕС по таможенному и трансграничному сотрудничеству в апреле 2007 г.:

1Разрешение ситуации с возникающими очередями транспортных средств. Эти меры включают в себя прикомандирование в пункты пропуска сотрудников с менее загруженных участков границы и переброску сюда мобильных инспекционно-досмотровых комплексов. А Федеральный закон от 30.12.2006 № 266-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ» фактически оставляет в пределах режимной зоны пункта пропуска лишь два контролирующих органа — пограничную и таможенную службы. Органы ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и иного контроля должны будут функционировать только в специализированных пунктах пропуска либо на специально обустроенных площадках вне МАПП.

2Организация автоматизированного обмена предварительной таможенной информацией. Первый успешный опыт взаимодействия ФТС с коллегами из Литвы и ЕС выработан при создании системы «Калининградский транзит» и обустройстве МАПП «Суоперя» на российско-финляндской границе. В конце прошлого года открыт МАПП «Чернышевское» Неманской таможни. Идет обустройство МАПП «Мамоново» и «Советск».

Европейская комиссия и 12 стран — членов ЕС (Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Финляндия, Чехия, Швеция и Эстония) вместе с Россией разрабатывают соответствующий пилотный проект, в рамках которого с 1 января 2009 г. в режиме онлайн и через единый интерфейс будет осуществляться обмен информацией в отношении товаров, перемещаемых через общую с ЕС границу.

3Создание и совершенствование инфраструктуры пунктов пропуска. Рабочая группа ФТС с участием ФГУП «РОСТЭК» проектирует систему предварительного информирования как средство сокращения времени прохождения границы. Уже завершено внедрение ее элементов в отношении автомобилей, ввозимых на таможенную территорию РФ автовозами через пункты пропуска «Светогорск» и «Брусничное». Время оформления сократилось с часов и даже суток до 10—15 минут.

Началось внедрение пилотных проектов декларирования товаров с использованием сети Интернет.

4Очевидно, что в условиях продолжающегося роста товарооборота эффективность применения технологий будет зависеть от того, как таможенные органы смогут определить области риска. Скоординированная работа по внедрению стандартов безопасности идет в сотрудничестве с Евросоюзом и в рамках ЕврАзЭС.

Становится актуальным вопрос дифференциации участников ВЭД по степени законопослушности. Сегодня это, как правило, крупные компании, которые на протяжении нескольких лет не имеют таможенных и налоговых задолженностей и замечаний. То есть те, кому можно доверять и применять к ним упрощенные процедуры таможенного оформления. Сейчас взамен Приказа ФТС России от 04.05.2005 № 409 подготовлен новый документ, содержащий обновленную инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при формировании перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых не применяются меры по минимизации рисков. Этот документ четко регламентирует отношения таможни с участниками ВЭД.

Эффективная таможенная система, отвечающая мировым стандартам, является одним из определяющих факторов для интеграции российской экономики в мировую. Таможенная служба ведет системное взаимодействие с участниками ВЭД в рамках Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС, а также с бизнес-ассоциациями — Ассоциацией европейского бизнеса, Союзом немецкой экономики, Американской торговой палатой в России, представительством японской организации по развитию внешней торговли («ДЖЕТРО») в России.

 

ФТС РОССИИ СООБЩАЕТ

За декабрь 2007 г. таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 354 млрд руб.

Таким образом, за 2007 г. таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 3 трлн 253 млрд 82 млн руб., что составило 102,1% от планового задания.