Плюс один, минус четыре

| статьи | печать

Четыре года прошло с момента принятия Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ), запустившего муниципальную реформу в стране, но только в нынешнем году активизировалась работа по его реализации.

 

Практика минувших лет, отпущенных Законом № 131-ФЗ обществу и властям на осознание и принятие новых правил игры по обустройству российского земства, дала обильную пищу для анализа. Но время для раздумий практически исчерпано — через год, 1 января 2009 г., Закон вступит в силу в полном объеме и на всей территории страны. А пока он действует полностью в двух субъектах Федерации — Новосибирской области и Ставропольском крае, а частично — в 54.

В остальных регионах власти воспользовались переходным периодом в три года, отпущенным изменениями и дополнениями в Закон. Всего после октября 2003 г. в Закон № 131-ФЗ внесено более 200 поправок более чем 70 законами РФ (см. «ЭЖ» № 47, стр. 37).

Главной проблемой в реформе местного самоуправления по-прежнему остается обеспечение экономического потенциала и развитие конкурентоспособности муниципальных образований. Ограничивают работу в этом направлении следующие факторы:

·         недостаток инструментов, используемых в муниципальном управлении для своевременного и полного мониторинга нужд и запросов населения;

·         слабая организация социальной активности людей и социально ориентированной работы в муниципальных образованиях;

·         отсутствие кооперации общества, бизнеса и власти всех ветвей и уровней в развитии местных инициатив, повышении качества услуг, предоставляемых органами местного самоуправления;

·         финансовая необеспеченность муниципалитетов на исполнение полномочий — собственных и делегированных федеральными и региональными органами государственной власти.

Решение этих проблем, по мнению Общественной палаты РФ и Общественного совета при Минрегионразвития России, зависит от исполнительной и представительной ветвей государственной власти — федеральной и региональной. Они должны решить вопрос о целенаправленном выделении средств на реализацию инфраструктурных задач реформы местного самоуправления. Нужно создать постоянно действующую и эффективную систему повышения квалификации муниципальных служащих — назначаемых и выборных.

С подготовкой и переподготовкой муниципальных кадров дела обстоят более-менее приемлемо — по крайней мере, никого в этом убеждать не надо. Правда, не хватает учебных программ, ощущается дефицит методик по организации повышения квалификации работников муниципального управления, особенно тех, кто занят в правовой и финансово-экономической сфере органов местного самоуправления, а также в области стратегического и территориального планирования.

Новая редакция Градостроительного кодекса РФ, другие нормативные акты, в частности изменения и дополнения в муниципальное законодательство, требуют нового подхода к устойчивому развитию территорий, росту потенциала муниципальных образований для повышения их конкурентоспособности.

Финансовое обеспечение собственно муниципальных и делегированных им полномочий находится практически в дореформенном состоянии. А с 1 января 2008 г. органам местного самоуправления потребуются еще деньги на:

·         межевание, оформление и регистрацию земельных участков;

·         составление технических паспортов объектов муниципальной собственности и бесхозных объектов недвижимости;

·         регистрацию прав муниципальной собственности;

·         оформление земель под многоквартирные жилые дома и зоны индивидуального строительства жилья.

Вновь избранной Госдуме вместе с Правительством России предстоит немало поработать, чтобы адаптировать муниципальное законодательство и другие нормативные правовые акты ко всему спектру экономических и социокультурных особенностей разных регионов страны. И сделать это надо до истечения приближающегося календарного года — последнего переходного периода перед установлением на всей территории страны действительно всенародного местного самоуправления.

 

 

 

 

Пройдя через довольно сложные этапы становления, местное самоуправление уже сумело заявить о себе как о серьезном ресурсе развития страны, и это одно из убедительных подтверждений правильности выбранного пути на укрепление самостоятельности и повышение ответственности местной власти.

Владимир Путин, 23 октября 2007 г.