Согласиться или судиться?

Отвечают эксперты АКДИ «Экономика и жизнь»
| статьи | печать

Наше предприятие организовано в процессе приватизации в 1994 г. 51% его акций принадлежит работникам предприятия. 49% акций предназначались по плану приватизации для продажи инвесторам, мелкими пакетами по 2%.

Номинальный держатель 49% акций — муниципальный комитет по управлению имуществом.

С 1 января 2005 г. предприятие применяет упрощенную систему налогообложения согласно Уведомлению МНС России от 14.12.2004.

7 сентября 2007 г. в наш адрес налоговая инспекция прислала письма Минфина России от 12.03.2007 № 03-11-02/66 и от 08.05.2007 № 03-11-02/124 по вопросу определения возможности применения УСН акционерными обществами, учредителями которых является Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования.

Вправе ли мы применять УСН? Если нет, то с какого времени нам надо перейти на общий режим налогообложения и за какой период сделать перерасчет налоговых обязательств?

 

В соответствии с подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

В данном случае, как видно из текста вашего вопроса, 49% акций находятся в собственности муниципального образования, номинальный держатель этих акций — муниципальный комитет по управлению имуществом.

И здесь возникает вопрос: признается ли муниципальное образование организацией в целях применения гл. 26.2 НК РФ?

Еще в 2003 г. ВАС РФ, казалось бы, дал ответ на этот вопрос и тем самым поставил точку в многочисленных спорах по данному поводу. Он указал, что муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в котором ст. 11 НК РФ использует этот термин (Решение ВАС РФ от 19.11.2003 № 12358/03).

Минфин согласился с данной позицией и в своем Письме от 19.11.2003 № 04-02-03/152 указал следующее: учитывая, что в целях налогообложения организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные организации, подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ устанавливает ограничение на участие организаций, а не Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования.

Эту позицию поддержали и налоговики (см. Письмо МНС РФ от 14.01.2004 № 22-1-16/39-Б025).

Поэтому с 2004 г. налоговые органы своими уведомлениями подтверждали право организаций, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, на применение упрощенной системы налогообложения.

Однако в 2007 г. ситуация изменилась.

Минфин России решил внимательнее перечитать Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 № 3114/04, в котором Суд разрешает применять УСН некоммерческим организациям.

В названном Постановлении указано, что к некоммерческим организациям понятие «доля непосредственного участия» не применимо. Под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Уставный капитал АО разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к нему.

Из этого Минфин России сделал вывод, что акционерные общества, в том числе созданные с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, наделены имуществом, разделенным на акции; на них распространяется действие подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Следовательно, такие организации не вправе применять УСН (письма Минфина России от 12.03.2007 № 03-11-02/66, от 08.05.2007 № 03-11-02/124, от 31.10.2007 № 03-11-04/2/267).

ФНС России приняла на вооружение данную позицию и своим Письмом от 21.05.2007 № ММ-6-02/406@ довела ее до сведения нижестоящих органов.

У налогоплательщика в данной ситуации есть два варианта действий.

Первый — согласиться с новыми требованиями Минфина России и налоговой службы. УСН не применять и произвести перерасчет налоговых обязательств.

Относительно периода, за который необходимо произвести перерасчет, отметим следующее.

Возможность применения УСН основана на требованиях налогового законодательства, а не на разъясняющих письмах Минфина России.

Таким образом, если в данном случае применение УСН невозможно, то организация в принципе не вправе была применять эту систему налогообложения. Поэтому перерасчет налоговых обязательств следует сделать за весь период применения УСН.

Между тем, учитывая, что ранее ФНС России (МНС России) налоговым органам и налогоплательщикам давала иные разъяснения по указанному вопросу, Минфин России считает, что перерасчет налоговых обязательств за 2003—2006 гг. можно не производить (Письмо Минфина России от 08.05.2007 № 03-11-02/124).

Поэтому в данном случае необходимо произвести перерасчет налоговых обязательств начиная с 1 января 2007 г.

Второй вариант. Организация может не согласиться с позицией Минфина России и ФНС России и продолжать применять «упрощенку».

Однако в этом случае спора с налоговой инспекцией не избежать. Свое право на применение УСН организации придется отстаивать в суде.

При этом шансы организации отстоять в суде свою позицию весьма велики. Основной аргумент — позиция ВАС РФ относительно того, что муниципальное образование не является организацией с точки зрения налогового законодательства. Следовательно, подпункт 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ к организации, акции которой находятся в муниципальной собственности, не применяется.

Отметим, что арбитражные суды поддерживают данную позицию (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.11.2007 № Ф08-7412/07-2776А, от 02.10.2007 № Ф08-6863/2007-2353А, Восточно-Сибирского округа от 26.09.2007 № А33-5247/07-Ф02-6624/07).