На статью «Цветное и черное отставание» («ЭЖ» № 45 за 2007 г.)

| статьи | печать

Вы правильно написали о серьезнейшем технологическом отставании российской черной металлургии. И вот тому самый яркий пример: японские автомобилестроительные корпорации объявили, что будут изготавливать в России свои автомобили из металла, поставляемого евро-индусским концерном Arcelor Mittal. То есть не из российского. Замечу, что в самой Японии основным поставщиком автолиста для большинства автоконцернов является Nippon Steel, однако экспорт своей продукции в Россию эта компания посчитала невыгодным.

Но в России качественного автолиста собственного производства так и не нашлось — ни на одном из меткомбинатов, включая ММК и «Северсталь». Хотя их владельцы и рекламные службы очень любят рассказывать, какие огромные средства они вкладывают в модернизацию производства и каких успехов добились в повышении качества продукции.

Не спорю, может быть, они научились делать хорошие полуфабрикаты на экспорт, где все это доводится до кондиции. Но когда пришло время настоящей проверки, даже лучшие российские металлургические комбинаты, как видим, оказались несостоятельными.

А качественный автолист в самом скором времени потребуется в самой России. По инвестиционным соглашениям, подписанным японскими автопроизводителями Toyota, Isuzu, Nissan, Suzuki и Mitsubishi с нашим Правительством, все они обязаны в рамках «локализации» в течение 18 месяцев с начала производства организовать на своих сборочных заводах сварку и окраску кузовов.

В итоге для этой сварки листовую сталь в Россию станет поставлять Arcelor Mittal, а Nippon Steel окажет техническую поддержку. Причем, по словам президента Nippon Steel Акио Мимуры, концерн не намерен строить собственный завод в России или организовывать СП с местным партнером. Зато такую возможность — строительство собственного металлопрокатного завода под Санкт-Петербургом в расчете на местных автопроизводителей — рассматривает американская Corus.

Обидно, не правда ли? Но теперь, надеюсь, россияне поймут, почему отечественные легковушки уступают в качестве иномаркам — по крайней мере по внешнему виду. Ведь наши «Лады» клепаются в основном из отечественного автолиста…

Б.Г. Васильчиков, инженер-технолог, Тольятти, Самарская обл.