Испытание на зрелость

| статьи | печать

Принятый после длительных дискуссий Федеральный закон о саморегулируемых организациях (СРО) дает бизнесу качественно новый инструментарий для участия в экономической жизни. С его введением предпринимательские сообщества смогут формировать «правила игры» для целых отраслей экономики. Сейчас очень важно правильно выстроить работу внутри самих СРО и вывести отношения с государством на качественно новый уровень.

Сегодня, к сожалению, далеко не все понимают, что такое саморегулирование, и зачастую под ним подразумевают существующие деловые союзы, ассоциации и т.д.

Основное отличие СРО от прежних объединений бизнеса заключается в том, что они получают право регулировать (вплоть до стандартизации) деятельность своих членов и вместе с тем обеспечивают их имущественную ответственность перед потребителями товаров и услуг за счет формирования компенсационных фондов.

Пока создание СРО является обязательным только для нескольких сфер деятельности: аудита, оценки, арбитражных управляющих. Но уже в ближайших планах законодателей введение саморегулируемых организаций для участников фондового рынка, а производители сельскохозяйственной продукции сами намерены сформировать СРО, которое займется регулированием рынка продуктов питания. Нет сомнений, что этот перечень будет постоянно расти.

Принятие нового Закона, по словам председателя Комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, означает создание механизма мягкого и квалифицированного оппонирования государству. От себя добавим, что главное — чтобы не слишком мягкого.

Уже сейчас на старте вырисовываются проблемы, которые могут помешать деятельности СРО. И первая среди них, по словам президента РСПП Александра Шохина, — опасность возникновения новых, на этот раз внутренних, административных барьеров.

Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы новые полномочия бизнеса привели к созданию неравных условий для участников рынка, к протекционизму и тем более взяткам. Иначе сама идея саморегулирования будет дискредитирована и в будущем чиновники предложат бизнесменам самим на себя писать жалобы.

Вторая проблема — низкий уровень доверия бизнеса к общественным организациям предпринимателей. По данным исследования РСПП, лишь 21% бизнесменов считает, что они смогут защитить их интересы. То есть пока работа предпринимательских сообществ воспринимается как гудок паровоза, стоящего на месте или, по крайней мере, еле продвигающегося вперед.

Кроме того, бизнес-объединения иногда проявляют слабую активность даже в тех случаях, когда есть реальная возможность оппонировать государству, например при разработке административных регламентов (см. стр. 4).

Но, пожалуй, самая серьезная опасность заключается в превращении СРО в «карманные» организации при государственных ведомствах, уполномоченных вести их реестры (кстати, регламенты ведения реестров сейчас разрабатываются министерствами и существует возможность повлиять на их содержание).

СРО, с одной стороны, являются результатом реализации административной реформы, а с другой — становятся ее участниками, от которых все ожидают нового импульса преобразований. Наступает пора применения полномочий бизнеса на практике, а значит, пришло время испытания на зрелость.