Пенсионный проект-2008: реанимация?

Власть позволяет себе корректировать и радикально менять правила игры на пенсионном рынке по своему усмотрению
| статьи | печать

Успешно похороненная благодаря бездействию ответственных за ее проведение чиновников пенсионная реформа, похоже, может быть реанимирована в самое ближайшее время. Во всяком случае, последнее по времени «благородное» начинание российских властей, известное как проект «софинансирования пенсий», направлено именно на то, чтобы дать новый импульс изначально справедливой либеральной идее — привлечь граждан к самостоятельному накоплению пенсии. Однако проблема заключается не только, да и не столько в крахе российской пенсионной системы, сколько в кризисе доверия населения, с которым будет крайне трудно справиться.

 

Переходящее знамя

«Программа реформирования пенсионной системы выполнила недопустимую операцию и будет немедленно закрыта!» Похоже, что эта шутка, растиражированная среди участников пенсионного рынка, не находит подтверждения на самом высоком уровне. Тем не менее факт остается фактом — разгребать пенсионные завалы придется уже следующему Главе государства.

Не так давно кандидат в Президенты страны Дмитрий Медведев выступил с предложением реформировать отечественную пенсионную систему уже в этом году. «Пенсионная система России действительно сложная, может быть, самая сложная, и мы нацелены на то, чтобы эту систему изменить», — заявил он, добавив при этом, что российское руководство «будет делать это аккуратно, чтобы не разбалансировать ничего». В переводе с чиновничьего языка на человеческий это означает: «Действовать будем под лозунгом: «Как бы чего не случилось…».

Возможно, реформирование пенсионной системы как раз и станет одним из приоритетных направлений будущего Президента, эдаким «нацпроектом № 5». А что, нам, как говорится, не привыкать...

С другой стороны, первый вице-премьер пока только ставит неутешительный диагноз бедственного положения в пенсионной сфере. Сегодня не совсем ясно, будет ли Медведев использовать нормативную базу, подготовленную еще в «путинскую эпоху», или же предложит для решения проблем некий собственный инструментарий.

 

«Тысяча на тысячу»

Так или иначе, но в 2008 г. новому Правительству по инерции все же придется продвигать столь разрекламированную ранее систему пенсионного софинансирования.

Напомним, что в прошлом году Владимир Путин предложил такой порядок добровольных пенсионных накоплений, согласно которому государство добавляет на пенсионный счет гражданина сумму, аналогичную средствам, вложенным им в пенсионную систему (см. справку). Законопроект под длинным названием «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» тотчас получил в народе образное определение «тысяча на тысячу», или «ТНТ» (тринитротолуол. — Прим. «ЭЖ»), как называют его профессионалы пенсионной отрасли. Думается, последняя аллегория с гремучей взрывоопасной смесью наиболее уместна.

Кстати, законопроект уже принят Госдумой в первом чтении, и у экспертов рынка пенсионных денег нет никаких сомнений относительно того, что он благополучно минует второе и третье чтение и вступит в силу уже с 1 июля 2008 г.

Интересно, что софинансирование пенсий со стороны работодателей предлагается сделать добровольным, причем стимулировать бизнес, участвующий в данной системе, законом не предусмотрено. Хотя логичнее было бы освободить пенсионные перечисления работодателей в пользу работников от налога на доходы физических лиц и ЕСН, как это и предлагалось в первоначальном варианте законопроекта.

 

Кризис доверия

Инициатива софинасирования сама по себе — затея благородная, как, собственно, и большинство начинаний наших дорогих властей. Однако не нужно быть большим специалистом, чтобы предсказать: на длинную очередь сознательных граждан, желающих еще раз поиграть с государством, рассчитывать как-то не приходится. Для этого имеются достаточно веские доводы.

1 Элементарные расчеты показывают, что даже с государственным довеском в 10 тыс. руб. накопительная часть пенсии в среднем увеличится незначительно. Даже при самом эффективном инвестировании она в данном случае вряд ли будет существенно превышать совокупную базовую и страховую части. То есть в ходе реализации данного закона и государство несильно обеднеет, и пенсионер несильно обогатится.

2 Для большинства россиян средства, в обязательном порядке перечисляемые на счета Пенсионного фонда России, — это не более чем недоступные, виртуальные суммы. Отсюда небывало высокий процент «молчунов» — пассивных граждан, не определившихся с выбором управляющей компании (УК) или накопительного пенсионного фонда (НПФ) для своих обязательных пенсионных накоплений.

Однако расставание не с какими-то эфемерными «записями на пенсионных счетах», а с конкретными, что называется, «живыми» деньгами — для россиян вещь по определению достаточно болезненная.

3 Отдавать деньги на длительный (до 20 лет) срок, в условиях когда законодательная база может еще не раз измениться, причем не обязательно в лучшую для клиентов НПФ и УК сторону, сегодня не рискнут даже «продвинутые» граждане. Достаточно вспомнить о том, что изначально в обязательной накопительной пенсионной системе не участвовали только мужчины 1952 г. рождения и старше, а также женщины 1956 г. рождения и старше. То есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение 10 лет после начала реформы.

На третьем году реформы россияне старше 1967 г. рождения были насильно исключены из пенсионной реформы, за них с 2005 г. взносы в накопительную часть не перечисляются. Считается, что, выкинув из обязательной накопительной части наиболее активную и высокооплачиваемую часть населения, государству удалось существенно снизить ЕСН.

Между тем в минувшем году Конституционный Суд РФ не нашел в действиях высокопоставленных наперсточников признаков нарушения ст. 55 Конституции страны, повествующей о том, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека».

Таким образом, создан опаснейший прецедент, позволяющий власти безбоязненно корректировать, а то и радикально менять правила игры на пенсионном рынке (и не только на нем) по своему усмотрению.

4 И самое главное — подавляющему большинству населения великой державы текущего заработка хватает только на поддержание довольно скромного уровня жизни. Думать о том, что человек понесет деньги в НПФ, вместо того чтобы купить себе, к примеру, новый холодильник, а то и просто — продукты питания, сегодня не приходится.

 

СПРАВКА

 

 

Согласно законопроекту «ТНТ» отчислять страховые взносы на пенсию со своей зарплаты работники смогут в добровольном порядке и без уплаты подоходного налога с перечисленной суммы. Для этого желающие должны написать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда или уплачивать взносы через своего работодателя. Размер платежа должен составлять как минимум 2000 руб. в год. На каждый вложенный рубль государство добавит свой целковый, но не более 10 тыс. руб. в год. Срок действия данного закона будет ограничен 10 годами.

 

К сожалению, пенсии у нас пока не такие большие. Вам бы хотелось получать больше, нам бы хотелось больше платить.

 

Дмитрий Медведев (26 февраля 2008 г.)