В Петербурге действительно нет медведей!

| статьи | печать

Звание культурной столицы закрепилось за городом на Неве давно. Правда, в последние годы эта особенность Петербурга все менее заметна на фоне строительного, инвестиционного, автомобильного бума, который властям как-то больше нравится. Но недавно из уст руководителей городской туриндустрии послышался новый эпитет — туристская столица России.

 

Трудно поспорить с тем, что Санкт-Петербург является своего рода отправной точкой для всего Северо-Запада России. Развитый транспортный узел одновременно выполняет функции центра притяжения туристов, откуда они едут уже и в другие привлекательные места региона — Тихвин, Великий Новгород, Псков, в Карелию или, например, Старую Ладогу.

 

Требуются инновации

Как свидетельствуют данные городского комитета по инвестициям и стратегическим проектам, положительная динамика турпотока прослеживается ежегодно. Правда, прирост незначителен все последние годы, в 2007-м — всего +3%.

Видимо, в стратегии развития отрасли есть слабое звено. В связи с этим представители туриндустрии решили, что в 2008 г. основной упор надо сделать на культуру. Тем более есть мнение, что в последнее время слава Петербурга в этом отношении слегка потускнела: нет блестящих событий мирового уровня, а уже заезженные карнавалы, елки и ярмарки жители воспринимают как что-то провинциальное.

Что до туристов, то многие проводимые мероприятия они просто не замечают, а на традиционные фестивали, такие как «Звезды белых ночей» или «Площадь искусств», смотрят лишь как на дополнительные штрихи в рамках тура в Россию. Главной составляющей по-прежнему являются известные музеи, исторические памятники. Да и то в этом году общее впечатление подпортили ледовым балаганом на Дворцовой площади.

И тогда чиновники вывели, что «городу не хватает некой систематизации и активного пиара событий». По их мнению, другой причиной, сдерживающей развитие культурного туризма, является острейший дефицит инноваций в разработке и продвижении новых турпродуктов.

 

Кто возьмется за креатив?

Как подчеркивают маркетологи, в городе существует множество достойных внимания объектов, которые, помимо Зимнего дворца, Петропавловской крепости, Петергофа, Екатерининского дворца, Гатчины и Павловска, способны стать полноценными брендами. Тем более что сегодняшний турист настроен на получение новых эмоций.

«Все больше людей едет не в конкретный музей, а в дестинацию (территорию, предлагающую определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста). Для них весь город — одна большая площадка», — констатирует вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Корнеев. Однако пока бизнес в основном занимается продуктом, лежащим на поверхности и не требующим дополнительных усилий в освоении.

По мнению представителей турбизнеса, ныне необходимо ставить вопрос о Едином информационном ресурсе, способном представить и продвинуть культурные и культурно-событийные предложения Петербурга и Северо-Запада. Правда, и в городе на Неве, и в других региональных муниципалитетах действуют такие свои центры и запущены интернет-порталы, но все они работают обособленно.

К сожалению, за обсуждением этой проблемы городскому руководству туриндустрии видится лишь желание иметь на руках некий вещественный календарь событий на текущий период, а в перспективе — на 2–3 года вперед. Каково же будет его реальное наполнение — пока не ясно. Как, впрочем, и то, кто возьмет на себя разработку самого культурного креатива.

 

«Этого вы не увидите»

Администрация города на Неве пока что занимается креативом рекламным. На билбордах, размещаемых за границей и рассказывающих о Петербурге, изображен медведь, разгуливающий по Исаакиевской площади. Надпись гласит: «Этого вы у нас точно не увидите».

Такая реклама, по мнению чиновников от туризма, должна изменить стереотипы иностранцев о России и убедить потенциальных туристов в их полной безопасности у нас. Добавим, что на продвижение Петербурга как турцентра в 2008 г. из городской казны выделено заметно больше денег, чем в предыдущие годы, –153 млн руб., или 4,37 млн евро. Для сравнения: Париж ежегодно выделяет на рекламу около 30 млн евро. А вот аналогичный вклад Турции в нынешнем году составит 140 млн долл. Как заявили в компании, которая будет заниматься ее пиаром у нас, основная его цель — рассказать о Турции как стране с многовековыми культурными традициями и богатейшей историей.

Как видно, цели у двух известных центров туризма схожи. Только вот почему-то кажется, что результаты их реализации будут разными...

 

Бандитский Петербург

На первом в этом году заседании правительства, 18 января, обсуждалось выполнение закона «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге». В качестве основного позитивного момента в работе городской милиции губернатор Валентина Матвиенко назвала снижение числа зарегистрированных правонарушений. «Но коренного перелома в борьбе с преступностью мы пока не добились», — со знанием дела заключила она.

Из недавних криминальных событий: в центре города, у Казанского собора, ограбили граждан Афганистана, Индии и Нигерии. Идет расследование по факту избиения двух алжирцев. 10 февраля на Невском проспекте у гражданина Мексики преступники отобрали мобильный телефон, фотоаппарат и 3 тыс. руб. В День всех влюбленных, примерно в половине второго часа дня, обворовали двух граждан Кении и Танзании, 20 февраля в Батайском переулке ограбили шведа…

Летом число правонарушений возрастает кратно. «Служба ангелов», о которой каждый год говорят чиновники, не имеет ничего общего с реальной помощью иностранцам. Или, что тоже возможно, существует только для отчета.

Так может, настоящее продвижение Петербурга начинать надо с наведения элементарного порядка в городе, чтобы о нас не гремела по миру дурная слава?

 

НА ЧТО БУДУТ ПОТРАЧЕНЫ СРЕДСТВА, ВЫДЕЛЕННЫЕ АДМИНИСТРАЦИЕЙ НА PR ПЕТЕРБУРГА В 2008 Г. (МЛН РУБ.):

·         развитие городской информационной среды, в частности интернет-портала, — 30;

·         изготовление сувениров, которые будут распространяться на международных выставках и конференциях, — 15;

·         размещение имиджевой рекламы в аэропортах Франкфурта и Нью-Йорка — 12,5;

·         устройство рекламных щитов в метрополитенах Парижа и Шанхая — 12.

ИСТОЧНИК: АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТЕРБУРГА

 

ФАКТ

Эксперты агентства Business Moitor International Ltd. исследовали ситуацию в Греции, Объединенных Арабских Эмиратах, Словении, Чехии, Польше, Венгрии, Болгарии, ЮАР, Турции, Хорватии, Египте, Румынии и России. По результатам исследования наша страна заняла последнее место. Россию характеризуют невысокое качество сервиса, чрезмерная бюрократизированность, дороговизна в Москве и Санкт-Петербурге и низкий уровень безопасности.

 

ПОПУЛЯРНЫЕ У РОССИЯН СТРАНЫ В 2008 Г. УВЕЛИЧИЛИ РЕКЛАМНЫЕ БЮДЖЕТЫ НА ПРОДВИЖЕНИЕ СВОЕГО
ТУРПРОДУКТА В РОССИИ
(МЛН ДОЛЛ.)

Турция — с 10 до 12;

Израиль — с 1 до 3;

Хорватия — с 1 до 2;

Таиланд — с 300 тыс. до 1 млн;

Финляндия — с 440 тыс. до 520 тыс.

ИСТОЧНИК: РСТ