Модель имеет значение

| статьи | печать

Минфин РФ и налоговые органы на местах продолжают упорствовать в вопросе обложения единым социальным налогом пенсионных взносов, перечисляемых организацией-вкладчиком по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

В Письме от 14.02.2008 № 03-04-06-02/12 (текст Письма см. в «ЭЖ Досье» № 08, стр. Д10) Минфин в очередной раз заявил, что согласно п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы по ЕСН учитываются любые выплаты, в том числе оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

Он решил, что, поскольку освобождение от налогообложения сумм пенсионных взносов, перечисляемых организацией в пользу физлиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с НПФ, ст. 238 НК РФ не предусмотрено, следовательно, эти выплаты подлежат обложению ЕСН.

Единственное, против чего финансовое ведомство не возражает, так это против использования налогоплательщиком п. 3 ст. 236 НК РФ, который дает право не начислять ЕСН с выплат, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Аналогичным образом высказалось и УФНС России по г. Москве в Письме от 27.11.2007 № 21-17/990.

Однако арбитражные суды считают, что, прежде чем делать такие огульные выводы, надо изучить условия конкретного договора пенсионного обеспечения.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 23.11.2007 № КА-А40/12039-07 решил, что перечисление пенсионных взносов в НПФ не приводит к возникновению объекта обложения ЕСН, поскольку никаких выплат в пользу физических лиц не осуществляется.

Это обусловлено моделью негосударственного пенсионного обеспечения, условия которой не позволяют квалифицировать перечисляемые заявителем в фонд пенсионные взносы ни как выплаты, ни как иные вознаграждения в пользу работника. Ведь зачисление взносов производится на солидарный пенсионный счет и они являются обезличенными до момента получения пенсионным фондом распоряжения вкладчика, индивидуализирующего лицо, имеющее право на получение пенсионных накоплений. После получения упомянутого распоряжения НПФ открывает именной пенсионный счет лицу, в пользу которого распределены пенсионные накопления.

Суд решил, что до момента индивидуализации лица, имеющего право на получение пенсионных накоплений, их сумма находится в распоряжении НПФ и не является доходом (материальной выгодой) конкретных работников.

Кроме того, ФАС Московского округа в Постановлении от 21.08.2007 № КА-А40/8237-07 решил, что на момент перечисления пенсионных взносов в НПФ доход работника не может быть персонифицирован и оценен.