«Вытеснение» с особенностями

| статьи | печать

В связи с введением в гражданский оборот конструкции «вытеснения» в открытых акционерных обществах обозначилась очередная проблема. Как быть с компаниями, в которых еще до вступления в силу главы XI.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ «Об АО») уже сформировалась сверхвысокая концентрация корпоративного контроля у одного лица или группы аффилированных лиц? Предоставлять ли право на «вытеснение» лицам, которые на 1 июля 2006 г. уже владели более 95 процентами общего количества обыкновенных и привилегированных акций ОАО с учетом ценных бумаг, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам?

 

Имеются аргументы в пользу того, что на эти акционерные общества также следует распространить процедуру «вытеснения» и предусмотреть механизмы защиты интересов миноритариев, предусмотренные ст. 84.7 ФЗ «Об АО» (обязанность «поглотителя» выкупить остальные акции ОАО).

Указанные общества уже прошли абсолютно преобладающую часть пути из публичных компаний в частные.

 

Оставшиеся микроминоритарии не могут влиять на волеобразование данного юридического лица (реально участвовать в управлении), но в то же время общество вынуждено реализовывать трудоемкие и дорогостоящие процедуры по обеспечению прав этих ни на что не влияющих акционеров. При этом микроминоритарии этих обществ оказались в худшем положении, так как в этих компаниях не были задействованы механизмы защиты их интересов, им не была предоставлена законодательная гарантия реализации принадлежащих им ценных бумаг по относительно справедливой цене. Нельзя закрывать глаза на этот конфликт, очевидно, что он требует своего урегулирования.

Исходя из этого, законодатель решил и для этих обществ предусмотреть правовые последствия, которые возникают при достижении сверхвысокой концентрации корпоративного контроля, предусмотренные ст. 84.7 и 84.8 ФЗ «Об АО». Однако в этом случае эти правовые последствия реализуются с особенностями.

Для указанных обществ правовые последствия, связанные с достижением сверхвысокой концентрации корпоративного контроля, начали действовать позже, а именно со дня вступления в силу федерального закона, регулирующего условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности оценщика. Такая отсрочка вряд ли была обусловлена правовыми и экономическими обстоятельствами, а скорее всего политическими соображениями.

Учитывая социальную остроту процедуры «вытеснения», законодатель решил отложить ее массовую реализацию, пока не пройдут более сбалансированные процедуры «вытеснения», основанные на правилах ст. 84.7 и 84.8 ФЗ «Об АО», предусматривающие механизмы защиты интересов миноритариев. Привязка старта особых процедур «вытеснения» к принятию закона о страховании гражданской ответственности оценщика носила скорее формальный характер.

Лицо, которое на 1 июля 2006 г. являлось владельцем более чем 95 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 ФЗ «Об АО», с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам:

·         обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции такого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции такого общества, по требованию их владельцев с учетом особенностей, предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 5 января 2006 г.
№ 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «О внесении изменений…»);

·         имеет право потребовать выкупа принадлежащих иным лицам акций такого общества, а также эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции такого общества, путем направления владельцам ценных бумаг требования о выкупе с учетом особенностей, предусмотренных ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…».

В данном случае также предусмотрены две взаимодополняющие конструкции. «Вытеснение» — активные действия мажоритария по достижению полного корпоративного контроля в компании на основании совершения односторонних сделок по выкупу ценных бумаг. Наряду с правом мажоритария осуществлять вышеуказанный выкуп акций по собственной инициативе на него возложена обязанность выкупать акции по требованию микроминоритариев.

Обязанность контролирующего акционера выкупать акции по требованию их владельцев прекращается с момента направления им требования о выкупе. Указанные права и обязанности контролирующего акционера возникают не с момента, когда в обществе сложилась сверхвысокая концентрация корпоративного контроля, а с момента вступления в силу ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…».

 

Выкупу подлежат…

Сопоставление ст. 7 ФЗ «О внесении изменений...» и ст. 84.7 и 84.8 ФЗ «Об АО» выявляет различия, касающиеся видов, категорий (типов) ценных бумаг, подлежащих выкупу.

 

КСТАТИ!

Процедуры выкупа, предусмотренные указанными статьями Акционерного закона, распространяются на ценные бумаги, поименованные в п. 1 ст. 84.1 ФЗ «Об АО», а именно: обыкновенные акции, голосующие привилегированные акции и ценные бумаги, конвертируемые в указанные акции.

 

 

В рамках этих процедур остались неохваченными неголосующие привилегированные акции. Однако здесь трудно обнаружить какой-либо смысл, скорее всего это очередная технико-юридическая небрежность.

Иначе сформулирован п. 1 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…». Определение порогового значения сверхвысокой концентрации корпоративного контроля также привязано к владению на 1 июля 2006 г. более 95 процентами ценных бумаг, поименованных в п. 1 ст. 84.1 ФЗ «Об АО». Напомним, что это «лицо, которое на 1 июля 2006 года является владельцем более чем 95 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 ФЗ «Об АО», с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции такого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции такого общества, по требованию их владельцев в соответствии с настоящей статьей» (п. 1 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…»).

Однако мажоритарий получает обязанность и право выкупить «остальные акции такого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции такого общества» (п. 1 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…»). В данном случае речь идет обо всех остальных акциях общества без конкретизации их категорий (типов), то есть эта формулировка включает привилегированные неголосующие акции.

 

Цены: независимые и пороговые

В данном случае реализуются два основополагающих принципа ценообразования, применяемых в рамках процедур «поглощения» и «вытеснения». Это принципы «независимой цены» и «пороговой цены». При этом по одинаковым правилам определяется цена выкупа акций как по требованию их владельцев, так и по инициативе мажоритария.

 

ВАЖНО!

Согласно принципу «независимой цены» определяется цена выкупа одной ценной бумаги, которая будет действовать в течение всего времени выкупа. Данная цена не зависит от числа акций, принадлежащих акционеру, от личности акционера, оснований, по которым осуществляется выкуп, и от момента его осуществления.

Принцип «пороговой цены» означает, что законодатель устанавливает пороговые значения, ниже которых не может быть определена цена выкупа.

 

 

Законодатель назвал три пороговых значения: «Цена выкупаемых ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящей статьей, не может быть ниже:

1) средневзвешенной цены, определенной по результатам торгов организаторов торговли на рынке ценных бумаг за 6 месяцев, предшествующих дате направления требования о выкупе ценных бумаг;

2) стоимости, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке ценных бумаг и подтвержденной саморегулируемой организацией оценщиков при проведении экспертизы такого отчета. Порядок проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, а также требования и порядок выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции или иной ценной бумаги;

3) наибольшей цены, по которой лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, или его аффилированные лица приобрели либо обязались приобрести соответствующие ценные бумаги в течение 6 месяцев, предшествующих дате направления требования о выкупе ценных бумаг» (п. 6 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений...»).

При определении цены выкупаемых ценных бумаг в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…», привлечение независимого оценщика для определения стоимости таких ценных бумаг и подтверждение этой стоимости саморегулируемой организацией оценщиков являются обязательными.

 

Не упусти момент!

Следует зафиксировать две особенности, связанные с правом мажоритария в одностороннем порядке выкупать остальные акции общества (см. схему 1).

Первая. Определение момента, с которого возникает право на «вытеснение». Это не момент, когда в обществе фактически сложилась сверхвысокая концентрация корпоративного контроля, а момент вступления в силу ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…».

Вторая — более длительный период времени, в течение которого может быть реализовано право на «вытеснение».

Лицам, которые на 1 июля 2006 г. были владельцами более 95 процентов голосующих акций открытых акционерных обществ, нужно не упустить момент, когда у них возникает право на «вытеснение», и реализовать его до 1 августа 2008 г.

 

Если начало задерживается

У мажоритария есть дополняющие друг друга права и обязанности. У него возникает обязанность направить остальным акционерам уведомление о наличии у них права требовать выкупа принадлежащих им ценных бумаг. Альтернативой этой обязанности является право мажоритария предъявить остальным акционерам общества требование о выкупе принадлежащих им ценных бумаг.

Обязанность направить остальным акционерам уведомление о наличии у них права требовать выкупа принадлежащих им ценных бумаг прекращается, если мажоритарий направит требование о выкупе акций. Установлены различные сроки реализации указанных обязанностей и права.

Уведомление о наличии права требовать выкупа должно быть сделано в срок не более 35 дней с момента вступления в силу ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…». Если в указанный срок уведомление не будет направлено владельцам ценных бумаг, у них возникает право по собственной инициативе требовать выкупа мажоритарием принадлежащих им ценных бумаг. В случае неисполнения лицом, указанным в п. 1 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…», обязанности направить уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг в соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…» владелец ценных бумаг, подлежащих выкупу, вправе предъявить требование о выкупе принадлежащих ему ценных бумаг с приложением копии представленного держателю реестра владельцев ценных бумаг распоряжения о передаче выкупаемых ценных бумаг лицу, указанному в п. 1 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений...». Такое требование может быть предъявлено в течение одного года со дня, когда владелец ценных бумаг узнал о возникновении у него права требовать выкупа ценных бумаг, но не ранее истечения срока, указанного в п. 2 ст. 847 ФЗ «Об АО».

Однако данное право прекращается с момента направления в общество требования «поглотителя» о выкупе ценных бумаг. «В случае направления требования о выкупе ценных бумаг положения ч. 1–4 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…» не применяются» (п. 5 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…»).

Требование мажоритария о выкупе ценных бумаг может быть предъявлено в срок до 1 августа 2008 г. (п. 5 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…»).

Если мажоритарий направит требование о выкупе ценных бумаг в срок позже чем 35 дней со дня вступления в силу ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…», то владельцы ценных бумаг имеют возможность предъявлять ему требования о выкупе принадлежащих им ценных бумаг. Мажоритарий будет обязан удовлетворять эти требования до того момента, пока не направит собственное требование о выкупе акций. «При этом лицо, указанное в п. 1 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…», обязано выполнить требования иных лиц о выкупе принадлежащих им ценных бумаг, предъявленные в соответствии с ч. 4 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений», до направления лицом, указанным в п. 1 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…», в открытое акционерное общество требования о выкупе ценных бумаг в соответствии с настоящей частью» (п. 5 ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…»).

В случае если процедура «вытеснения» начнется позднее 35 дней с момента вступления в силу ст. 7 ФЗ «О внесении изменений…», до ее начала будет действовать механизм защиты интересов микроминоритариев, который предусматривает их право предъявлять мажоритарию требование о выкупе принадлежащих им ценных бумаг (см. схему 2).

 

Акции государства подлежат «вытеснению»

Следует обратить внимание на еще одну существенную новацию, которой пополнился Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — ФЗ «О приватизации…»). На акции, принадлежащие государству, также распространили процедуру «вытеснения». Если в обществе сложилась сверхвысокая концентрация корпоративного контроля, выражающаяся во владении одним лицом или группой аффилированных лиц более 95 процентов голосующих акций общества, и в числе микроминоритариев окажется государство, то на эти ценные бумаги также распространяются правила ст. 84.8 ФЗ «Об АО», то есть эти ценные бумаги могут быть выкуплены «поглотителем» в одностороннем порядке.

 В связи с этим в ФЗ «О приватизации...» расширен перечень сделок, на основании которых могут отчуждаться акции, принадлежащие государству: «П. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Собрание законодательства РФ, 2002, № 4, ст. 251; 2005, № 25, ст. 2425) дополнить подпунктом 12 следующего содержания: «12) акций открытого акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьей 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ст. 5 ФЗ «О внесении изменений…»).

 

ИМЕЙТЕ В ВИДУ!

Законодатель распространил на ценные бумаги, принадлежащие государству, только сделки, предусмотренные ст. 848 ФЗ «Об АО», но не распространил правила ст. 847 ФЗ «Об АО». Государство не может использовать защитный механизм и требовать по своей инициативе у «поглотителя» выкупа принадлежащих ему акций. Только «поглотитель» может проявить инициативу по выкупу акций, принадлежащих государству.