На статью «Не упустить выпавший шанс» («ЭЖ» № 10)

| статьи | печать

Хотел бы поддержать ваш призыв «пустить крестьянина к рыночному прилавку», но не могу — разум не позволяет. Прежде всего замечу, что мы не одиноки: во всем мире крестьянство жалуется на низкие закупочные цены на свою продукцию.

Например, в Испании недавно фермеры приехали с протестом в Мадрид и раздавали прохожим бесплатно свое молоко (уже в пакетах), жалуясь на то, что им, животноводам, достается всего 10% от конечной цены, по которой молоко продается в супермаркетах. Аналогичная картина — в Германии, Франции, США.

По всему миру сельхозпродукция дорожает вдвое при передаче от фермера перекупщику, еще вдвое, когда поступает оптовику, и еще вдвое — в магазине. Почему Россия должна быть исключением?

Я уж не говорю о том, что наш крестьянин не только не умеет, но и не хочет торговать. Это было проверено год назад, когда с городских рынков вдруг погнали «иностранцев» с благой целью освободить места для «производителей сельхозпродукции». Так они и не появились за прилавками.

Думаете, не пустили? Как бы не так: во многих городах чиновники их зазывали, журналисты караулили, мечтая написать о том, как нехорошие «спекулянты» не дают ходу крестьянину в город. А им не надо.

И правильно! Каждый должен заниматься своим делом: крестьянин — производить, перекупщик — закупать товар и везти его к месту сбыта, а продавец — продавать. На Западе, кстати, прибыль крестьянин получает не от собственноручной торговли своим товаром, а оттого, что выращивает продукцию в большом количестве и качественную, по крайней мере красивую, которую хочется купить. Да, она бывает генно-модифицированная, выращенная с помощью «химии». Но я что-то не слышал о каких-то отравлениях тамошних едоков. Значит, не столь плох модифицированный продукт?

Беда нашего села в том, что сегодня там почти нет работящих, предприимчивых, малопьющих (хотя бы малопьющих!) крестьян. Поэтому и удои на корову, как от паршивой козы, и крайне низкая урожайность, которая не может окупить затраты на посев. А продукция пусть и «без химии», но зато страшная по виду и абсолютно невкусная.

Ефим Матвеев, бывший агроном, а ныне тот самый перекупщик (закупаю мясо у селян в 3 районах и отвожу в Москву на Бутырский рынок),
Тамбовская обл.