Менеджер — это профессия успеха

| статьи | печать

Технология достижения успеха — от принятия разумных решений до упрочения позиций на рынке — сегодня в фокусе исследований крупнейших европейских экспертов-управленцев. Вопросы организации, неактуальные прежде, когда работа организовывала людей, стали проблемой сейчас, когда люди должны организовывать работу.

В ХХI в., характеризующемся ускоренным получением прибыли, прежние управленческие методы уже не так результативны. Именно поэтому разработка высоких стандартов менеджмента находится во главе угла исследований теоретиков и практиков. Ведь системный подход к управлению — инструкции по ориентации и коммуникации — и есть формула успеха, считают эксперты.

По данным специалистов Российско-Германской торгово-промышленной палаты, системный подход к управлению на быстро развивающихся рынках постепенно утверждается и в России. Во всяком случае явный показатель этого — выход в отечественную деловую сферу уникальных управленческих технологий, созданных на основе последних достижений социальной кибернетики, бионики и теории систем.

Вслед за идеями известного американского теоретика менеджмента Питера Друкера все большую популярность в отечественных бизнес-кругах приобретает европейская управленческая модель профессора Фредмунда Малика.

Представляя свою модель в виде колеса управления, ученый заостряет внимание на соотношении управленческих и специальных задач, а также на различных ступенях сложности применения такого рулевого колеса.

По его мнению, при всем разнообразии специальных задач, зависящих от области деятельности, менеджмент остается неизменным. То есть при управленческих ситуациях разной сложности требуется всякий раз не особый вид менеджмента, а лишь высокая степень владения эффективным мастерством управления, считает Ф. Малик.

Так что, по его концепции, грамотное управление любыми инновациями нуждается не в новом инструментарии, а лишь в особой виртуозности обращения со «штурвалом».

По примеру австрийских кибернетиков, отождествляющих менеджмент с операционной системой компьютера, ученый убежден в его глобальной роли. Ведь сегодня без хорошего менеджмента — то есть системы управления собственной личностью и своеобразного «социального кода» жизнеспособности человека и любой компании — не обойтись ни начальнику, ни мелкому клерку. При этом в отличие от неправильного, основанного на механистических принципах, правильный менеджмент на базе комплексного подхода и глобальной системы логистики — единственный фактор стабильности на фоне постоянных перемен.

Среди заповедей эффективного менеджмента, по концепции Ф. Малика, шесть ключевых принципов:

·         ориентир менеджера на результат деятельности;

·         четкое осознание его личного вклада в общее дело;

·         концентрация на ключевых моментах;

·         использование ресурсов и выигрышных качеств, не заостряя внимания на недостатках;

·         взаимное доверие в работе менеджера и его коллег;

·         конструктивное мышление.

Разумеется, истинный ключ к успеху предприятия — концентрация на одной или нескольких его ключевых проблемах. Именно на этом свойстве, по мысли теоретиков менеджмента, и был основан феномен «повелителя сути вещей» Гарри Хопкинса, личного советника Франклина Д. Рузвельта, «виртуозов самодисциплины» американского президента Гарри Трумэна и легендарного австрийского дирижера Герберта фон Караяна, совершившего революцию в музыке.

Кроме того, любые попытки улучшить корпоративную культуру и повысить уровень мотивации бессмысленны без фактора доверия между руководителем и подчиненными. Ведь только в этом случае возможна устойчивая управленческая ситуация как минимум с 10-минутными ежедневными диалогами начальства с каждым из сотрудников.

По мнению Ф. Малика, систематическая профессиональная подготовка менеджеров находится в самом плачевном состоянии. Ведь львиная доля выпускников с дипломами менеджеров жаждут лишь молниеносного взлета по карьерной лестнице. В лучшем случае, обладая минимальными специальными знаниями, на деле они чаще всего лишены управленческих навыков. Правда среди академических курсов, в рамках которых менеджмент преподается в сколько-нибудь значительном объеме, выделяются программы МВА.

Однако акцент в них делается в первую очередь на обучении бизнес-администрированию. При этом уровень знаний по менеджменту, предлагаемый на коммерческой основе в рамках обучающих программ или на семинарах крупных компаний, нередко бывает сомнительным. Сами эти программы фрагментарны и мало похожи на систематическую подготовку зрелых управленцев.

Итак, ученый предрекает: лишь единицы из тех, кто штудирует маркетинг, бухгалтерский учет, управление персоналом или программы МВА на деле превращаются в истинных менеджеров. Ведь, по его мнению, между менеджментом и дисциплинами, связанными с организацией и экономикой производства, а также программами МВА мало общего.