Знание для всех!

| статьи | печать

Попытки ввести всеобщую грамотность на Руси относятся еще... к X веку! Едва крестившись, князь Владимир Красное Солнышко поспешил организовать в Киеве первую школу на 300 человек(!). Сын Владимира, Ярослав Мудрый, стал открывать школы повсеместно. В Новгороде их появилось сразу несколько штук. Не захотели отставать от Ярослава и другие русские князья. В Чернигове, Суздале, Муроме... в других городах они стали вводить школьное обучение. А в 1086 году, к удивлению «просвещенной Европы», в одном из монастырей Киева появилось... училище для девочек! Сословного деления учеников в русских школах не было изначально. Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия — широте программы отдельных учебных заведений того времени можно только позавидовать, хотя были и такие, где учили только счету и грамоте... Монголо-татарское нашествие не могло не сказаться на развитии русского образования. К XVI веку почти все оно сосредоточилось в Русской Церкви. Только к середине XVII века в Москве стали открываться школы, хоть отчасти напоминавшие те, что были при Ярославе Мудром. Как и в стародавние времена, в них принимались дети из всех сословий безо всякого различия. В знаменитой Славяно-греко-латинской академии, к примеру, учились «всякого чина москвичи».

 

При Петре I было открыто много новых учебных заведений, но упор был сделан на профессиональное обучение. К сожалению, мысли Петра о создании всесословной системы так и осталась мечтами. Даже при Екатерине Великой, которая целыми томами штудировала труды выдающихся европейских педагогов, обучение все еще оставалось привилегией дворян. Но зато при ней были запрещены телесные наказания учеников...

К концу XVIII века в России действовало около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся, но приходские школы, в которых могли бы получить начальное образование простые люди, были к тому времени почти забыты. Справедливости ради надо сказать, что образованная императрицей Комиссия об училищах работала над проектом «устройства деревенских школ» и в ее правление высказывалась даже мысль «о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия», но, как и многие другие «либеральные начинания» Екатерины, все это так и осталось на бумаге...

При Александре I реформой образования занялся знаменитый Сперанский. По его предложению были учреждены три основных типа школ: приходские, уездные и губернские училища (гимназии). Особняком к ним стояли духовные, военные и благотворительные учебные заведения. Приходские и уездные училища были полностью бесплатными и бессословными!

 

На русских началах!

Восстание декабристов почти никак не повлияло на сложившуюся при Александре I форму российского образования, но заставило власти пристальнее вглядеться в его содержание. Для искоренения вольнодумства в 1826 году Комитету устройства учебных заведений императором поручено было «ввести единообразие в учебную систему, дабы воспретить всякие произвольные преподавания учений». Именно в царствование императора Николая I и возникнет знаменитая формула русского образования: «Православие, Самодержавие, Народность», так не любимая и сегодняшними либерами. Но ее автор, министр просвещения Уваров, хотел, лишь чтобы в русских школах «русские учителя читали русскую науку, основанную на русских началах!».

С отменной крепостного права вопрос о внедрении всеобщего образования вновь стал одним из важнейших. В 1864 году было принято Положение о начальных училищах, утвердившее внесословность начального образования. Появилось деление на классические и реальные гимназии, которые впервые стали общедоступными для всех справившихся с приемными испытаниями!

Гибель Александра II от рук «бомбистов» уничтожила не только уже вполне созревшую мысль о конституции, но еще и неблагоприятно сказалась на сложившейся системе образования. Начались перемены, связанные с именем «не в меру осторжничавшего» министра просвещения И. Делянова. В 1887 году он издаст печально известный циркуляр, предписывающий освободить гимназии от поступления в них детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

При Николае II реформа образования в России вновь вернулась на путь, обозначенный Александром II. При росте числа реальных училищ и классических гимназий в них сильно изменился состав учащихся: процент детей дворян и чиновников упал до 35%, а детей мещан, рабочих и крестьян вырос до 45%! Обучение же детей грамоте в церковно-приходских школах стало едва ли не повсеместным явлением.

На какое-то время война с Японией и последовавшая за ней революция 1905—1907 годов остановили реформы. Но уже в 1908 году в Думе возобновились дебаты о необходимости скорейшего принятия закона, устанавливающего всеобщность начального образования в качестве обязательной нормы на всей территории Российской империи. И уже 16 мая 1908 года такой закон был депутатами принят!

Вскоре выяснилось, правда, что отсутствие достаточного числа учителей и необходимых средств для финансирования начальных школ ставит принятый закон на грань провала. Не спасла положения и назначенная для решения всех возникших вопросов особая Комиссия, погрязнувшая в говорильне... Выручали какое-то время хорошо себя зарекомендовавшие церковно-приходские школы, но, чтобы вывести дело из тупика, нужно было вновь браться за реформу образования. Почти два года под руководством министра П. Игнатьева шла работа над ее положениями. В основе будущих преобразований лежали давно уже привычные мысли об отмене «сословных и других ограничений», о «привлечения общественности к управлению образованием», о «единой школе с преемственностью всех ступеней»... Отдельной строкой в проекте было прописано введение всеобщего обязательного начального образования... Реализации нового закона помешала Февральская революция...

* * *

У Временного правительства руки до реформы Игнатьева так и не дошли. Они оставили ее по наследству большевикам. Новая власть вернулась к вопросу об образовании уже в октябре 1918-го. За основу ею был взят уже разработанный до революции план. В Положении «О единой трудовой школе РСФСР» было продекларировано введение «обязательного бесплатного начального обучения» детей от 8 до 17 лет. Это решение, но в более пространных формулировках повторили и на VIII съезде РКП(б) в 1919 году. На какое-то время всем этим и ограничились. К разработке реального плана всеобщего начального обучения большевики приступили лишь в августе 1923 года. Еще два года потребовалось на определение срока его введения в СССР — 1933—1934 годы. И тут надо отдать им должное. Сталин смог заставить «товарищей из Наркомпроса» добиться выполнения поставленных целей.