Регламент надежности

| статьи | печать

Минрегионразвития РФ своим Приказом от 1 апреля 2008 года № 36 утвердило Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее — Порядок). Приказ прошел регистрацию в Минюсте РФ 11.04.2008 за № 11517 и вступил в силу 14 апреля 2008 г.

 

Напомним, что проектная документация согласно п. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) представляет собой материалы, определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации в соответствии с п. 12 ст. 48 ГрК РФ установлены Правительством РФ в принятом им Положении «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87), которым на Минрегионразвития возложена обязанность по разработке документа, определяющего порядок согласования специальных технических условий (далее — СТУ).

Такие СТУ должны разрабатываться не всегда, а только если для подготовки проектной документации недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены.

 

Виды СТУ

Порядок предусматривает 3 вида СТУ, каждый из которых должен стать регламентом в зависимости от самого объекта строительства, а также условий разработанности норм. Например, отдельный СТУ должен разрабатываться для особо опасных и технически сложных объектов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), особых уникальных объектов, а также объектов, для проектирования которых недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами.

К особо опасным объектам отнесены, например, объекты атомной энергии, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, гидротехнических сооружений, линейно-кабельных сооружений связи, линий связи, электросетевого хозяйства, объекты, предназначенные для использования, переработки, хранения опасных веществ (воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых или токсичных веществ), и другие, перечисленные в ст. 48.1 ГрК РФ. Под уникальными объектами понимаются объекты, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из характеристик, предусмотренных п. 2 ст. 48.1 ГрК РФ: высота самого объекта или длина пролетов в нем составляет более 100 метров, в объекте имеются консоли или заглубления подземной части более чем на 20 метров или имеются конструкции, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета.

Отдельный СТУ разрабатывается для объектов, строительство которых осуществляется на площадках сейсмичностью более 9 баллов. Такой СТУ разрабатывается для всех видов объектов, в нем должны содержаться требования по обеспечению сейсмической безопасности. Самостоятельный вид СТУ, подлежащий разработке, касается обеспечения пожарной безопасности.

 

Порядок разработки СТУ

Разработка СТУ проводится проектной организацией, научно-исследовательской или другой организацией, обладающей научно-техническим потенциалом и опытом практической работы в соответствующей области, по заданию (далее — ТЗ) заказчика (инвестора). При этом в ТЗ должны быть приведены краткое обоснование необходимости разработки СТУ, данные об уровне ответственности объектов в соответствии с действующими строительными нормами, а также другие требования, необходимые для разработки СТУ, в том числе требования, связанные с пожарной и сейсмической безопасностью.

Прежде чем приступать к разработке СТУ, следует определить принципиальные технические решения объекта (объемно-планировочные и конструктивные решения, применяемые материалы и изделия), а также провести анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного объекта, который служит основой для выработки недостающих нормативных положений или разработки отсутствующих норм по определенным направлениям. Обращаем внимание, что принципиальные технические решения могут быть определены применительно к объекту в целом, его частям или отдельным видам конструкций или инженерных систем. И только после определения принципиальных технических решений объекта можно приступать к разработке СТУ.

 

Содержание и структура СТУ

Конкретный состав разделов СТУ и их содержание определяет их разработчик в соответствии с требованиями ТЗ, но в СТУ в обязательном порядке должна содержаться следующая информация: основание для строительства, наименование и место расположения объекта и условия строительства, сведения об инвесторе (заказчике), генеральной проектной организации и разработчике СТУ, описание объекта в целом и его важнейших элементов, а также подлежат включению обоснование необходимости разработки СТУ, перечень вынужденных отступлений от действующих требований, указание на мероприятия, компенсирующие такие отступления.

Структура СТУ определяется на стадии составления ТЗ на их разработку и, как правило, должна соответствовать структуре действующих технических норм в данной области, которые могут быть дополнены дополнительными нормами, оформляемыми отдельным разделом (подразделом). Вместе с тем в СТУ не включаются положения, содержащиеся в действующих технических нормативных документах, в том числе формулы расчета в другом построении.

 

Порядок согласования СТУ

Согласование СТУ проводится Минрегионразвитием РФ. Работу по согласованию СТУ, а также подготовку документов, исходящих от министерства, осуществляет департамент, определенный приказом министра Минрегионразвития.

Для рассмотрения вопроса о согласовании СТУ заказчик строительства представляет в Минрегионразвития пакет документов (заявление, пояснительную записку о необходимости разработки СТУ, проект СТУ, копию ТЗ на разработку СТУ). Отсутствие какого-либо документа повлечет возврат документов заказчику без рассмотрения.

Решение о согласовании или отказе в согласовании принимается в течение месяца со дня поступления пакета документов в Минрегионразвития и оформляется приказом этого ведомства.

Сам процесс согласования включает в себя не только изучение состава документов, но и проведение научно-технической экспертизы СТУ, а также подготовку заключения Минрегионразвития, представляющего собой проект решения: о согласовании или отказе в согласовании. Причем для проведения экспертизы могут привлекаться соответствующие эксперты, за исключением лиц, участвовавших в разработке проектной документации, их аффилированных лиц, а также лиц, работающих в таких организациях. Заключение передается министру либо лицу, назначенному приказом министра Минрегионразвития, которым принимается окончательное решение о согласовании или отказе в согласовании СТУ.

Согласование оформляется приказом и проставлением на титульном листе двух экземпляров СТУ подписи министра или уполномоченного им лица. И только после согласования СТУ министерством указанный документ подлежит согласованию с заказчиком. О согласовании СТУ министерством заказчик уведомляется в течение трех рабочих дней со дня принятия решения путем направления соответствующего письменного уведомления, подписанного уполномоченным лицом министерства. Информация о согласовании СТУ подлежит включению в реестр, ведение которого возложено на Минрегионразвития.