Расходы на оплату услуг сотовой связи

| статьи | печать

Нередко организации заключают договоры с операторами сотовой связи в целях получения ими услуг мобильной связи. Можно ли учитывать расходы на их оплату при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций? Приведем мнения официальных органов по этому поводу.

 

В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на оплату услуг связи.

Каких-либо особенностей учета расходов на оплату услуг сотовой связи на сегодняшний день НК РФ не установлено.

Вместе с тем главным критерием учета таких расходов остается их обоснование и документальное подтверждение, как того требуют положения ст. 252 НК РФ.

В качестве документов, необходимых для подтверждения произведенных расходов на услуги сотовой связи и их обоснованности, как правило, называют:

  • приказ руководителя организации об утверждении перечня должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо пользование услугами сотовой связи (далее — Приказ);
  • должностную инструкцию, положениями которой установлена обязанность работника использовать услуги сотовой связи в служебных целях;
  • договор, заключенный непосредственно с оператором сотовой связи на оказание услуг сотовой связи (далее — Договор);
  • детализированные счета оператора сотовой связи. При этом форма такого счета должна содержать детализацию общей суммы платежа за предоставленные оператором сотовой связи услуги в разрезе отдельных субсчетов, открываемых по каждому числящемуся за организацией абонентскому номеру. Аналогичное мнение выражено, в частности, в Письме Минфина России от 23.05.2005 № 03-03-01-04/1/275.

 

СПРАВКА

Что касается Договора, то существует судебная практика, изучив которую можно сделать вывод о том, что расходы на услуги сотовой связи можно учесть в расходах для целей налогообложения прибыли организаций даже в случае отсутствия Договора. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2005 № А13-8591/03-15 суд посчитал правомерным учет в расходах для целей налогообложения прибыли организаций расходов на услуги сотовой связи, возмещаемых сторонней организации, с которой оператором сотовой связи заключен Договор.

 

Детализация счетов

По вопросу необходимости детализации счетов существует неоднозначная арбитражная практика.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2007 № А42-5798/2006.

Налоговый орган отказал организации в учете расходов на сотовую связь в расходах для целей налогообложения прибыли организаций, в частности, на основании того, что организацией не были представлены детализированные счета оператора сотовой связи.

Суд, в свою очередь, посчитав вывод инспекции ошибочным, указал на то, что НК РФ не содержит перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций, и не предусмотрены какие-либо специальные требования к их оформлению (заполнению).

Расходы и их содержание (производственная направленность) могут подтверждаться договорами, актами, счетами, платежными и другими документами, которые, были представлены организацией налоговому органу и суду.

Перечень документов, представленных организацией, содержал, в частности, Приказы, счета-фактуры, платежные поручения, а также авансовые отчеты вышеуказанных работников. Кроме того, сотовые телефоны числятся на балансе организации.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2007 № А42-5778/2006. Здесь следует отметить также, что в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2006 № А56-33529/2006 суд указал на то, что право на учет расходов на услуги сотовой связи при исчислении налогооблагаемой прибыли не поставлено нормами гл. 25 НК РФ в зависимость от наличия на балансе налогоплательщика имущества, использование которого обеспечивает возможность доступа к соответствующему виду перечисленных услуг.

Следовательно, расходы на услуги сотовой связи могут быть учтены в составе расходов организации для целей налогообложения прибыли организаций независимо от наличия сотового телефона на балансе организации.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2007 № А05-3408/2007.

Налоговый орган отказал организации в учете расходов на сотовую связь для целей налогообложения прибыли организаций, в частности, на основании того, что организацией не были представлены детализированные счета оператора сотовой связи.

Несмотря на то что судом было установлено, что такие счета были представлены организацией налоговому органу, судом все же были сделаны выводы о том, что налоговое законодательство не содержит специального перечня документов, подтверждающих производственный характер расходов налогоплательщика на оплату услуг сотовой связи.

В подтверждение произведенных расходов на услуги сотовой связи организацией были представлены, в частности, счета-фактуры, а также Приказы.

Также приказами руководителя организации определен лимит расходов на услуги сотовой связи, который не был превышен организацией.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2005 № Ф09-2102/05-С2.

Суд указал, что доказательствами, подтверждающими производственный характер телефонных переговоров, являются, в частности, детализированные счета телефонной связи за предоставленные услуги, а также расшифровки с указанием номеров абонентов, с которыми велись переговоры налогоплательщиком.

На основании того, что организацией не были представлены вышеуказанные документы, суд посчитал неправомерным учет расходов на услуги сотовой связи в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

 

Постановление ФАС Московского округа от 07.02.2007, 09.02.2007 № КА-А40/113-07.

Суд сделал вывод о том, что ни налоговое законодательство, ни законодательство Российской Федерации о связи, ни законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете не содержат требования об обязательности расшифровки произведенных переговоров при отнесении стоимости услуг связи к расходам, уменьшающим прибыль.

 

Обращаем также внимание на мнение УФНС России по г. Москве, выраженное в Письме от 20.09.2006 № 20-12/83834.1 и сводящееся к тому, что перечень абонентов, с которыми велись переговоры по служебному сотовому телефону, должен быть подкреплен данными об этих абонентах, в частности в деловой переписке либо договорной документации организации.

 

Дополнительное обоснование расходов

Судебная практика показывает, что обоснованием произведенных расходов на оплату услуг связи могут служить также платежные документы и иные документы, перечень которых организация вправе определить самостоятельно.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2007 № А42-5348/2006.

Суд, не приняв доводы налогового органа, основанные на положениях п. 29 и 49 ст. 270 НК РФ, сделал вывод о том, что расходы на услуги сотовой связи организация правомерно учла в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

Такой вывод был сделан судом, в частности, на основании того, что организацией были представлены Договоры, а также подтвержден факт оплаты услуг сотовой связи (были представлены первичные документы).

 

Постановление ФАС Московского округа от 25.09.2007, 28.09.2007 № КА-А41/9866-07.

Вывод суда о том, что расходы на услуги сотовой связи организация правомерно учла для целей налогообложения прибыли, был основан на том, что организацией был подтвержден факт оплаты услуг сотовой связи, то есть были представлены кассовые и товарные чеки, а также платежные поручения.

 

Постановление ФАС Московского округа от 18.06.2007, 25.06.2007 № КА-А40/5308-07.

Налоговый орган отказал организации в учете расходов на сотовую связь в расходах для целей налогообложения прибыли организаций, в частности, на основании того, что организацией не были представлены доказательства о времени, датах и стоимости переговоров сотовой связи.

Суд, в свою очередь, посчитав вывод инспекции ошибочным, указал на то, что организацией были представлены, в частности, Договоры, платежные поручения, ежемесячные сводки и расшифровки платежей по каждому телефонному номеру, а также счета-фактуры.

 

Постановление ФАС Московского округа от 13.12.2006, 19.12.2006 № КА-А40/11391-06.

Суд указал на то, что поскольку налоговое законодательство не содержит перечня документов, которыми может быть подтвержден производственный характер разговоров посредством сотовой связи, то организация вправе определить его самостоятельно.

Организацией были представлены Договор, счета-фактуры с детализацией счетов, а также Приказ.

Постановление ФАС Московского округа от 31.05.2006 № КА-А40/4775-06.

Суд подтвердил обоснованность учета организацией расходов на услуги сотовой связи для целей налогообложения прибыли организаций, которая оказывала консультационные и информационные услуги компаниям, территориально удаленным друг от друга, а также от самой организации, в связи с чем для оперативного принятия решений по тем или иным вопросам пользовалась услугами сотовой связи.

Кроме того, организацией были представлены Приказы, счета-фактуры, а также Договоры. Приказами руководителя организации определен лимит расходов на услуги сотовой связи, который не был превышен организацией.

 

Лимит расходов

Из писем Минфина России от 23.05.2005 № 03-03-01-04/1/275 и от 27.07.2006 № 03-03-04/3/15 можно сделать вывод о том, что организация вправе учесть фактическую сумму расходов на услуги сотовой связи в расходах для целей налогообложения прибыли организаций только в том случае, если не установлен лимит таких расходов.

В случае же если приказом руководителя организации установлен лимит расходов на услуги сотовой связи, то такие расходы будут учитываться в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, только в пределах данных установленных лимитов.

Следует отметить, что расходы в виде превышения установленного лимита расходов на услуги сотовой связи будут учитываться организацией в составе ее расходов для целей налогообложения прибыли организаций только в том случае, если такие расходы будут возмещены организации работниками. При этом такое возмещение будет признаваться доходом организации для целей налогообложения прибыли организаций.

Такие выводы можно сделать из Письма Минфина России от 13.10.2006 № 03-03-04/2/217.

 

Разговоры в нерабочее время

Расходы на услуги сотовой связи, которыми работник пользовался в производственных целях во время отдыха (в частности, во время отпуска, в выходные и праздничные дни), также можно учитывать в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций.

Аналогичный вывод содержит Письмо Минфина России от 07.12.2005 № 03-03-04/1/418. При этом, отмечается в Письме, критерием их экономической обоснованности для целей налогообложения будет являться необходимость работника в соответствии с установленными в должностной инструкции обязанностями использовать сотовый телефон в служебных целях.

 

Рассматривая вопрос о правомерности учета расходов на услуги сотовой связи, которыми работник пользовался во время отдыха, следует обратить внимание на Постановление ФАС Московского округа от 31.05.2006 № КА-А41/4511-06.

Налоговый орган отказал организации в учете расходов на сотовую связь в расходах для целей налогообложения прибыли организаций, в частности, на основании того, что расходы на услуги сотовой связи были произведены за время нахождения работника в отпуске.

Суд, в свою очередь, посчитав вывод инспекции ошибочным, указал на то, что налоговое законодательство не содержит обязательного подтверждения налогоплательщиком производственного характера каждого телефонного звонка, совершенного при помощи услуг связи. Факт совершения звонков в период отпуска не означает непроизводственного характера данного звонка, поскольку звонки личного характера могут совершаться и в течение рабочего дня.

Организацией также были представлены Приказы и Договоры.

 

Использование личного телефона

В случае если работник несет расходы в связи с использованием услуг сотовой связи в процессе осуществления профессиональной деятельности организации, используя при этом личный сотовый телефон, то расходы, связанные с компенсацией работнику таких расходов, организация также вправе учесть в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

Такой вывод можно сделать из писем УФНС России по г. Москве от 21.01.2008 № 28-11/4115, от 20.09.2006 № 20-12/83834.2.