Сомнительная законность условий ненормированного рабочего времени

| статьи | печать

При внимательном изучении и сравнении некоторых норм Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) выясняется, что он содержит отдельные статьи, нормы которых не соответствуют Конституции РФ и противоречат другим его нормам. Насколько законны действующие условия института ненормированного рабочего времени, существующего в российском трудовом законодательстве, позаимствованного из Трудового кодекса советских времен, проанализировано автором в материале.

Статья 101 ТК РФ предусматривает особый режим рабочего времени — ненормированный рабочий день. В соответствии с этой статьей некоторые работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Законодатель не согласовал данную статью, в частности, со ст. 37 Конституции РФ, со ст. 2, 4, 21, 22, 91, 99 ТК РФ, а также не заметил заложенного в нее внутреннего противоречия.

Так, статья 37 Конституции РФ устанавливает запрет на принудительный труд, к которому в соответствии со ст. 4 ТК РФ, в частности, относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК РФ он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с выплатой ему заработной платы не в полном размере.

Работник, работающий на условиях ненормированного рабочего дня, в настоящее время привлекается к работе за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени (фактически к сверхурочной работе) в упрощенном порядке без четкой регламентации таких понятий, как «при необходимости» и «эпизодически» (для сравнения: порядок привлечения к сверхурочным работам установлен ст. 99 ТК РФ), не получает оплату за свой труд в нарушение ст. 37 Конституции РФ, ст. 21 и 22 ТК РФ и за отказ от работы за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с гл. 30 ТК РФ.

При этом в нарушение ст. 91 ТК РФ работодатель не учитывает время, фактически отработанное работником сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, что влечет за собой нарушение ограничения на сверхурочные работы, установленного ст. 99 ТК РФ.

Следствием увеличения фактической продолжительности рабочего времени является уменьшение времени отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению, что не соответствует, в частности, нормам ст. 37 Конституции РФ, ст. 2, 21 и 22 ТК РФ.

Предоставление работникам в качестве компенсации за работу в условиях ненормированного рабочего дня ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного ст. 119 ТК РФ, не может рассматриваться как вознаграждение за труд, произведенный работником сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, поскольку согласно ст. 129 ТК РФ вознаграждением за труд является заработная плата.

Внутреннее противоречие ст. 101 ТК РФ заключается в том, что норма, содержащаяся в первом предложении, гласит об «отдельных работниках», которые могут привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, а норма, содержащаяся во втором предложении, предусматривает «перечень должностей работников», что значительно расширяет круг вышеуказанных работников, поскольку здесь речь идет не об отдельных работниках, а о категории работников, занимающих определенные должности.

Таким образом, работники, работающие на условиях ненормированного рабочего дня, находятся в худшем положении по сравнению с работниками, привлекаемыми работодателем к сверхурочным работам.

До внесения изменений в ТК РФ с целью повышения ответственности работодателя за привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени необходимо определить форму распоряжения работодателя о привлечении работников к такой работе, а также осуществлять учет времени, фактически отработанного каждым работником, для соблюдения (по аналогии со сверхурочными работами) ограничения продолжительности такой работы: не более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

В дальнейшем правомерными были бы пересмотр норм о ненормированном рабочем дне и признание любой работы, выполняемой по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, сверхурочной.

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

Статья 21 ТК РФ «Основные права и обязанности работника»

Работник имеет право на:

  • своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков и т.д.

 

Статья 22 ТК РФ «Основные права и обязанности работодателя»

Работодатель обязан:

  • обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
  • выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами и т.д.

 

Статья 99 ТК РФ «Сверхурочная работа»

Сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в случаях, предусмотренных данной статьей.