«Фантик» имеет значение

| статьи | печать

На многих предприятиях возникает одна и та же проблема динамики роста и недостаточных инвестиций в него (оборотный капитал). При этом предприятие часто само ограничивает свое развитие, не понимая причин отсутствия оборотного капитала. Покажем, как решили эту проблему на одном из предприятий пищевой промышленности.

 

Руководство предприятия было убеждено, что необходимо постоянно поддерживать широкий ассортимент производимой продукции. Этой политики придерживались несколько лет. С течением времени возникли проблемы со сбытом. Начала расти дебиторская задолженность, размеры которой со временем достигли двухмесячного оборота (объема продаж). Хронические неплатежи клиентов привели к тому, что постепенно не стало денег (оборотного капитала) на покупку основного сырья, доля которого в материальных затратах продукта занимала более 80%. Выросла соответственно и кредиторская задолженность. Отсутствие средств на производство новых продуктов, необходимых для развития предприятия, грозило потерей его конкурентоспособности.

С точки зрения финансирования производства широкий ассортимент продукции требовал больших инвестиций в оборотный капитал (ОК), значительных средств для закупок сырья и материалов, выплаты заработной платы и оплаты накладных расходов. При этом денежных средств от продаж возвращалось на предприятие все меньше. Их основная масса «замораживалась» в запасах материалов на складе, дебиторской задолженности и в товарах, отгруженных клиентам. Поэтому с каждым производственным циклом потребность в денежных средствах на текущую деятельность возрастала. Собственных же оборотных средств хватало только на выплату заработной платы.

Кроме того, способствовала замедлению оборачиваемости капитала и несогласованная работа служб снабжения, производства и сбыта. Как бы эффективно ни велся кредитный контроль, если производимая продукция не пользуется спросом, от потребителей не придет необходимое количество денег.

Предприятие было вынуждено обратиться к заемным средствам в размере 100 тыс. долл., что также привело к росту кредиторской задолженности.

Но вопрос «Что происходит с оборотным капиталом?» оставался пока открытым. Чтобы ответить на него, необходимо было проследить движение денег от закупки сырья до их возврата от покупателей. То есть понять, что предприятие производит, в каком объеме отгружает, по каким ценам продает.

 

Ассортимент продукции

Объемы отгруженной продукции проанализировали за последний квартал года, за II полугодие и за год. Оказалось, что из 62 наименований продукции от 85 до 90% объемов приходилось на 19 видов. А они составляли всего 31% всего ассортимента. На них же приходилось около 90% всего объема выпуска в натуральном выражении (тонны). Иначе говоря, 31% всего ассортимента приносил 90% дохода, остальные 69% видов — лишь 10%. Это обстоятельство повлияло на рост дебиторской задолженности и замедлило возврат денежных средств от покупателей.

Но на закупку сырья и материалов для всех 62 наименований продукции требовались большие инвестиции, а собственных оборотных средств у предприятия не было (работали с убытками).

Подтвердилось «правило», что 20% продукции или клиентов дают 80% доходов предприятия.

Вместе с тем результаты расчетов и обратная связь с рынком показали, что уже год большая часть изделий оказалась не востребованной покупателем, а предприятие по-прежнему работало с убеждением в необходимости широкого ассортимента.

 

Оптимальная программа производства

Стремление к развитию и выпуску новых продуктов требовало до минимума снижать потребность в оборотном капитале, связанном в текущей деятельности, и ускорять возврат денег от покупателей. Было решено сконцентрироваться на 19 наиболее покупаемых наименованиях и формировать складские запасы в зависимости от спроса на оставшиеся 43.

Такая производственная программа позволяет:

  • реально снизить потребность в оборотном капитале;
  • уменьшить затраты на снабжение;
  • ускорить оборот денег и их приход через торговые точки.

Эти меры дают возможность оптимизировать производственную программу с точки зрения ее финансирования и возврата денег от потребителей, а также работу производственных бригад.

Приведем пример фрагмента первоначальной программы выпуска по одному из продуктов – продукту А (табл. 1). Для анализа программы выпуска применили метод сумм покрытия.

Большая доля затрат на упаковку привела к выпуску одного из продуктов в новой, более экономичной упаковке. Сегодня объем его производства достиг 35% всего объема производства и продаж продукции. Это позволило ускорить оборот денег и сократить дебиторскую задолженность. Деньги от покупателей стали приходить не через 45 дней, как это было прежде, а уже через 15.

Приведем пример фрагмента оптимальной программы выпуска по продукту А (табл. 2). Инвестирование в товар, пользующийся спросом, и в недорогую упаковку привели к быстрому возврату средств и позволили приобрести упаковочную линию в рассрочку.

Однако потребовалось немало времени, чтобы решиться на изменения после изучения аналитической информации о положении дел. Для реализации оптимальной производственной программы выпуска изделий потребовалось наладить взаимодействие основных функциональных служб и выстроить новые стратегии в снабжении, сбыте и производстве. Со временем пришли к необходимости составления взаимосвязанного сквозного планирования деятельности предприятия по подразделениям сбыта, производства, снабжения и финансов.

Таким образом, анализ и оптимизация программы выпуска привели к изменению стратегии на минимизацию оборотного капитала и более быстрому его возврату для развития новых продуктов, пользующихся спросом на рынке.