О новом порядке кадастрового учета недвижимости

| статьи | печать

Сразу после майских праздников Президент РФ подписал Федеральный закон, касающийся вопросов учета объектов недвижимости (Федеральный закон от 13.05.2008 № 66-ФЗ; далее — Закон № 66-ФЗ). Какие же изменения привнес новый нормативный акт, вступивший в силу 17 мая 2008 года?

 

Виновником нововведений стал Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О Государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221-ФЗ), поэтому ряд изменений носит исключительно технический характер в части приведения в соответствие терминологии действующих законов.

Так, например, внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ). Разделенный ранее учет земельных участков и иных объектов недвижимости объединен, и теперь вместо Государственного земельного кадастра появился Государственный кадастр недвижимости. Это нововведение отражено в ст. 8 Закона № 122-ФЗ. Аналогично законодатель поступил и с органами, осуществляющими учет этих объектов, объединив их в орган кадастрового учета (вместо действовавших ранее организаций (органов) по учету объектов недвижимого имущества и органов, осуществляющих деятельность по ведению Государственного земельного кадастра). Вместо кадастрового плана объекта недвижимости, технического паспорта и иных документов, используемых до введения Закона № 221-ФЗ для описания объекта недвижимости, основным документом стал кадастровый паспорт объекта недвижимости. Это нововведение теперь также зафиксировано в Законе № 122-ФЗ. Соответственно изменился и состав документов, подаваемых на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Теперь необходимо представлять кадастровый паспорт регистрируемого объекта.

Важно обратить внимание на то, что кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, содержащие описание объектов недвижимости, выданные до 1 марта 2008 г. с целью государственной регистрации прав на недвижимое имущество, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, которые выдаются в соответствии с Законом № 221-ФЗ (п. 14 ст. 2 Закона № 66-ФЗ).

Дополнена компетенция органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который благодаря внесенным изменениям не только обязан представлять сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества в органы по учету государственного и муниципального имущества в объеме, который необходим для работы указанных органов, но также бесплатно обязан представлять сведения об обладателях этих прав, об ограничениях (обременениях) этих прав и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в соответствии с Законом № 221-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение Государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством РФ, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.

Изменения чисто технического характера коснулись следующих федеральных законов: от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», и других актов земельного законодательства. Изменения затронули и некоторые унифицированные акты законодательства: Лесной, Водный, Жилищный и Градостроительный кодексы.

Не обошли вниманием изменения и Земельный кодекс РФ, который обновился благодаря не только новеллам технического характера, связанным с используемой в сфере кадастрового учета терминологией. Изменен порядок предоставления гражданам земельных участков, изложенный в ст. 34 ЗК РФ. Ранее изготовление проекта границ земельного участка и его утверждение могло осуществляться не только органами местного самоуправления, но и иными землеустроительными организациями по поручению местных властей. Теперь такое делегирование запрещено: соответствующая норма, позволявшая это делать, исключена из ст. 34 ЗК РФ. Более того, органами местной власти подготавливается не проект границ земельного участка, а схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В дополнение обновленная статья теперь содержит указание на обязанность заявителя обеспечивать финансирование необходимых кадастровых работ в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что Законом № 66-ФЗ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности — КоАП РФ дополнен соответственно ст. 14.35 «Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности».

Указанной статьей установлена ответственность должностных лиц органа, осуществляющего государственный кадастровый учет, за следующие правонарушения:

  • несвоевременное или неточное внесение сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр или незаконный отказ в представлении (несвоевременное представление) сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • нарушение порядка информационного взаимодействия при ведении Государственного кадастра недвижимости влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • внесение кадастровыми инженерами заведомо ложной информации в подготавливаемые ими документы влечет наложение штрафа в размере 5 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет.

В соответствие с Законом № 66-ФЗ приведен и Уголовный кодекс РФ.

Теперь за искажение сведений Государственного кадастра недвижимости наступает уголовная ответственность. Ранее она предусматривалась при искажении учетных данных Государственного земельного кадастра, который объединил в себе кадастр земельный и иных объектов недвижимости.