«Плавучая» территория

| статьи | печать

Определение статуса налогового резидента в целях исчисления НДФЛ не вызывает трудностей, если речь идет о нахождении физического лица на «сухопутной» территории России. А как быть, если он работает в море? На этот вопрос попытался ответить Минфин РФ. Попытка не удалась, и вот почему...

 

Минфину РФ был задан вопрос: по какой налоговой ставке НДФЛ облагаются доходы плавсостава рыбопромыслового и транспортного флота, работающего в основном в исключительной экономической зоне, при нахождении в море более 183 календарных дней в течение года?

Финансовое ведомство в Письме от 05.05.2008 № 03-04-06-01/116 указало, что налоговый статус указанных в вопросе работников должен определяться в общем порядке. При этом Минфин РФ процитировал, в частности, положение ст. 209 НК РФ о том, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Также было указано, что согласно подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей за пределами России для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ, вне зависимости от источников выплаты такого дохода.

Как видим, финансовое ведомство уклонилось от прямого ответа на заданный вопрос, суть которого заключалась прежде всего в том, следует ли включать время работы плавсостава в исключительной экономической зоне в периоды нахождения в Российской Федерации?

По нашему мнению, на этот вопрос можно ответить положительно.

 

СПРАВКА

Из ст. 1 Федерального закона от 17.12.98 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне...» следует, что такой зоной является морской район, находящийся за пределами территориального моря России и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Внешняя граница зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина указанного моря.

 

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет России распространяется на всю ее территорию. При этом из ст. 67 Основного закона следует, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральными законами и нормами международного права.

Обратимся также к нормам международного права.

Согласно ст. 94 Конвенции ООН по морскому праву от 10.12.82 (далее — Конвенция), участником которой является Россия, каждое государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Это положение позволяет сделать вывод о том, что морское судно является территорией государства, в котором данное судно зарегистрировано в установленном порядке и под флагом которого плавает.

Такая позиция является общепризнанной.

Отметим также, что в ст. 94 Конвенции речь идет о судне, находящемся в открытом море, на которое не распространяется суверенитет какого-либо отдельного государства. Данное обстоятельство должно исключать сомнения в том, что морское судно, находящееся в исключительной экономической зоне РФ, является территорией России.

Пунктом 7 ст. 3 НК РФ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Приведенные положения позволяют утверждать, что время работы плавсостава на судах, зарегистрированных в РФ и плавающих под российским флагом, следует включать в периоды нахождения физического лица в Российской Федерации с целью определения его статуса налогового резидента в целях гл. 23 НК РФ. Это относится не только к тем, кто работает на судах, находящихся в исключительной экономической зоне, но и к плавсоставу, чьи суда находятся в открытом море.

Учитывая неясность позиции Минфина РФ по обсуждаемому вопросу, можно предполагать, что налоговые органы не согласятся с нашей точкой зрения.