По европейскому сценарию, с российской «изюминкой»

| статьи | печать

По мнению экспертов, в последние несколько лет ситуация на автомобильном рынке Петербурга развивается по европейскому сценарию, когда клиент выбирает комплексное и комфортное обслуживание, то есть предпочитает покупать, страховать и обслуживать свою машину в одном месте. К такому выводу пришли участники «круглого стола», проходившего в агентстве Бизнес Новостей.

Проявилась тенденция к снижению доверия к автокредитованию. По данным директора по продажам автоцентра «Автомир–Mitshubishi» Андрея Анатольева, сегодня в среднем в кредит покупают 35—40% иномарок в год, и лишь на некоторые машины процент продаж в кредит доходит до 50. Этот факт он объясняет «не всегда корректной рекламой кредитных продуктов, обещающих клиенту 0% годовых». А потому, резюмирует А. Анатольев, «практически каждый второй петербуржец предпочитает покупать новую машину за наличные. И это на фоне того, что авторынок Петербурга практически исчерпал количество новых клиентов. Свежие машины сейчас в основном покупают те, кто стремится заменить старые».

Однако с такой точкой зрения не согласилась начальник управления по работе с физическими лицами Петербургского отделения РОСЕВРОБАНКА Ольга Зинкевич. «Потребители не стали хуже относиться к кредитным программам, — утверждает она. — Банки не скрывают издержки, и клиент, если внимательно читает договор, видит реальные расходы». Она подчеркнула, что программы финансовых учреждений помогают человеку сделать такую покупку, «не выводя деньги из бизнеса и не очень ограничивая себя в остальных тратах».

О. Зинкевич не согласилась и с утверждением, что авторынок уже насыщен. «Сейчас в России на 1 тыс. человек приходится 200 машин, в то время как в Америке этот показатель в 4 раза выше, — и делает вывод: — По крайней мере в течение еще нескольких лет петербургский рынок будет развиваться».

Заинтересованность потребителя в приобретении транспортных средств с помощью кредитных механизмов подтвердили и представители лизинговых компаний, поскольку, по словам заместителя гендиректора компании «Глобус-Лизинг» Андрея Бугрова, спрос на такие услуги стабильно растет. Он привел статистику, подтверждающую данный тезис: если в 2005 г. доля транспорта, приобретаемого таким способом, составляла 35%, то в прошлом году лизинговые компании отметили повышение спроса до 52%. Вероятно, так будет еще в течение нескольких лет, но, понятное дело, это в первую очередь относится к грузовым машинам. Такую особенность рынка представитель компании связывает с благоприятными условиями на нем и конкуренцией. С коллегой согласился и генеральный директор ООО «Прогресс-Нева-лизинг» Станислав Ким. «Юридические лица будут все реже обращаться в банки, предпочитая лизинговые компании, в то время как обычный покупатель скорее всего пойдет в кредитное учреждение», — полагает он.

Участники дискуссии не оставили без внимания и такую актуальную для всех проблему, как страхование. Как сказал заместитель генерального директора СК «Русский мир» Андрей Знаменский, автомобиль покупатели страхуют обязательно, «вне зависимости от формы приобретения — за наличные или в кредит». Он подчеркнул, что теперь страховщики при расчете полиса все меньше обращают внимание на условия хранения машины. По словам специалиста, в Петербурге частота страхового случая составляет 70% в год. Тем не менее А. Знаменский считает, что развитие рынка автострахования, несмотря на некоторые российские особенности, например развитое и изощренное мошенничество, идет по цивилизованному пути, по которому уже прошли страны Западной Европы.

Генеральный директор компании «Кредитный и финансовый консультант» Александр Гребенко отметил рост интереса к услугам брокеров, которые помогают подобрать автовладельцу подходящую страховую компанию. «Для потребителя самое важное — посчитать, сравнить тарифы, разобраться в договоре», — полагает он.

Параллельно с ростом продаж машин в городе растет потребность в сервисе. По словам коммерческого директора сети СТО «АвтоСТОлица» Максима Юрина, в настоящее время в Петербурге работают 120 дилерских станций техобслуживания. Но такого количества официальных СТО явно не хватает. «С учетом того, что продажи автомобилей в Северной столице к 2010-му могут достичь 3 млн штук в год, это приведет к появлению и прогрессу сетей независимых станций», — прогнозирует он. Подстегивает их развитие сход с гарантий машин, купленных в период бума продаж — 2—3 года назад. Эксперт уверен, что это весьма перспективное направление бизнеса.