Фактор транспарентности

| статьи | печать

Развитие современного бизнеса невозможно без информационно-аналитического сопровождения. Именно адекватность и оперативность решений служат залогом успешной хозяйственной деятельности, средством формирования ориентиров в интегрированной экономической системе. Одним из основных документов информационно-аналитического сопровождения корпоративного управления является годовой отчет акционерного общества.

 

Корпоративное управление рассматривается как комплекс мер, направленных на регулирование и контроль целостного управления предприятием. В этот комплекс наряду с регулированием отношений между акционерами и менеджментом компании входит и их документарное сопровождение.

Одним из средств реализации требований рыночной дисциплины является выпуск материалов, предусмотренных для публичной компании, то есть раскрытие всей требуемой информации.

Согласно п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» до 30 июня необходимо подготовить и представить годовой отчет за прошедший финансовый год.

 

Годовой отчет компании

 

Годовые отчеты (ГО) являются интегральным ежегодным источником информации о компании. Они отражают наиболее значимые стороны бизнеса за прошедший год и направления его развития. Хотя ГО в существенной мере используют годовую бухгалтерскую отчетность, но в отличие от нее содержат информационно-аналитический компонент, оценку бизнеса и тенденции развития.

Среди основных регламентирующих документов по раскрытию информации для акционерных обществ (АО) — Постановление ФКЦБ от 31.05.2002 № 17/пс и Положение ФСФР от 16.03.2005 № 05-5/пзс. Они предусматривают раскрытие следующих вопросов:

·      положение в отрасли;

·      приоритетные направления деятельности;

·      отчет совета директоров (наблюдательного совета) о результатах развития общества по приоритетным направлениям его деятельности;

·      перспективы развития;

·      отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям;

·      описание основных факторов риска, связанных с деятельностью;

·      перечень совершенных обществом крупных сделок и сделок с заинтересованностью, а также иных сделок, требующих одобрения;

·      состав совета директоров (наблюдательного совета) (информация об изменениях в составе, сведения о членах совета директоров);

·      сведения о лице, занимающем должность единоличного исполнительного органа (управляющем, управляющей организации) и членах коллегиального исполнительного органа, в том числе их краткие биографические данные;

·      критерии определения и размер вознаграждения высшего менеджмента;

·      сведения о соблюдении кодекса корпоративного поведения и др.

При подготовке ГО крайне важен анализ целевой аудитории. Его необходимо осуществлять ежегодно и, хотя он во многом опирается на информацию для предшествующего ГО, верификация ранее принятых положений весьма полезна (cм. табл.).

Важным фактором является рассмотрение ГО как проекта. А это означает, что подготовка ГО должна иметь регламент, который поможет обеспечить управляемость проекта и своевременное согласование его концепции. ГО должен иметь стержневую идею и заранее определенную структуру. Единый стиль изложения, объединяющая отчет система дополнительных вставок по разделам, полномасштабное использование возможностей расширенного технического дизайна — это тоже элементы проектного подхода ГО. Последовательная реализация командой подготовки ГО принятых коллективных решений обеспечит проекту успех.

 

Раскрытие информации

 

Обязательное раскрытие информации акционерными обществами включает:

·      годовой отчет и годовую бухгалтерскую отчетность;

·      устав и иные внутренние документы, регулирующие деятельность органов АО;

·      сведения об аффилированных лицах и дополнительные сведения.

Раскрытие информации в ГО преследует несколько целей. Среди них необходимо выделить подготовку к выпуску эмиссионных ценных бумаг и содействие увеличению капитала компании за счет привлечения стратегического инвестора или публичного размещения.

Раскрытие предполагает также структурирование информации для ежеквартальных отчетов, подготовку информационных блоков для корпоративной презентации и интернет-сайта.

В ряду информационно-аналитических продуктов можно выделить также следующие:

·      материалы для подготовки годового собрания (справочные материалы, базы статистической и прогнозной информации и пр.);

·      рекламную продукцию, подготовку и проведение PR-акций;

·      материалы для СМИ;

·      формирование комплекта материалов для встречи с рейтинговыми агентствами, в том числе в форме рейтинговой книги.

Таким образом, ГО отражает 3 основных компонента управления компанией: финансовый, производственный и социальный.

Финансовый компонент в первую очередь ориентирован на повышение стоимости бизнеса в долгосрочной перспективе, социальный — на управление деятельностью компании как организации, прежде всего административно-хозяйственное управление и управление персоналом, а также взаимодействие с клиентами и обществом. Производственный компонент отражает состояние и развитие бизнес-сегментов, в том числе на перспективу.

Публикуемый годовой отчет является проектом, направленным на повышение транспарентности компании. Отчетность по МСФО приводит отчетность различных бизнес-структур к общему знаменателю: обеспечивает доступность и сопоставимость полученных результатов.

 

Анализ целевой аудитории годового отчета компании

 

Целевая группа

Интересующие вопросы

Государственные органы

Акционеры. Позиционирование. Динамика и стратегия развития. Корпоративное управление. Социальность

Акционеры

Эффективность. Соответствие стратегии развития. Позиционирование. Профессионализм и качество управления. Услуги

Корпоративные клиенты

Набор и качество услуг. Акционеры. Корпоративное управление. Респектабельность и позиционирование

Стратегические партнеры

Эффективность. Позиционирование. Акционеры. Управление. Региональная сеть. Транспарентность

Инвесторы

Акционеры. Надежность. Позиционирование. Корпоративное управление. Транспарентность

Западные банки-контрагенты

Акционеры. Позиционирование. Респектабельность. Транспарентность. МСФО

Российские компании и банки

Позиционирование. Надежность. Акционеры. Стратегия. Корпоративное управление

 

К сведению

Факторы, которые следует особо учитывать при подготовке ГО:

·      имеющиеся нормативные документы и их требования;

·      целевую аудиторию, на которую рассчитан ГО;

·      необходимость формирования стержневой идеи отчета, придающей ГО целостность;

·      желательность проектного подхода к подготовке ГО;

·      место и назначение ГО в системе поддержания рыночной дисциплины как важнейшей формы раскрытия информации;

·      важность ГО для формирования сопряженных информационно-аналитических продуктов, прежде всего корпоративных презентаций, ежеквартальных отчетов и интернет-сайта.

 

Принцип 5к

 

Для подготовки годовых отчетов крайне полезно следовать принципам 5К, выработанным на основе личного опыта.

 

Концепция разработка стержневой идеи, целевых установок и регламента их достижения. Этот принцип предусматривает определение целевых групп, на которые ориентирован ГО, а также основные посылки, которые хотелось бы донести до них. Так как подготовка ГО предусматривает на выходе основные и сопутствующие документы, желательно иметь их список в начале работы, с тем чтобы информация собиралась однократно и впоследствии только уточнялась.

 

Координацияраспорядительная мотивация, согласованность и управление разработкой — предполагает следование принципу первого руководителя, а именно:

·      регламентация ГО путем выпуска соответствующих распорядительных документов, включая план-график;

·      распределение ответственности между подразделениями компании и командой непосредственных исполнителей;

·      установление ответственности основной команды за сроки и качество ГО;

·      регулярный контроль исполнения распорядительных документов по подготовке ГО.

Кроме того, особое внимание уделяется формированию и согласованию стержневой идеи годового отчета, системному использованию проектного подхода, а также ориентации на интегрированный опыт компании и регламентированное участие основных структурных подразделений в подготовке начальной информации о своих бизнес-направлениях. Координация предполагает и куммулятивный эффект от использования ГО.

 

Командасинергия усилий всей компании, результат которых в унификации отчета по структуре, стилю и содержанию. Этот принцип предусматривает сегментацию разделов отчета по центрам финансовой ответственности (ЦФО):

·      представление ЦФО первичных материалов;

·      использование для ГО аудированной финансовой отчетности;

·      анализ финансовых результатов деятельности всей компании и отдельных направлений в динамике;

·      финансовый анализ деятельности компании в разрезе основных продуктов и услуг, ключевых индикаторов и финансовых результатов.

Квалификацияформирование коллектива профессионалов — предусматривает ориентацию на профессионализм сотрудников компании, включая:

·      высокий уровень их подготовки;

·      богатый производственный опыт сотрудников;

·      устойчивость и совершенствование коллектива;

·      регламентированность бизнес-процессов подготовки ГО;

·      социальный компонент деятельности;

·      слаженность деятельности команды (креативность, опыт подготовки информационно-аналитических материалов, широта взгляда и адекватная задаче эрудиция).

 

Комплексность — многоцелевое назначение при унификации составных компонентов. Принцип предусматривает выработку, согласование и следование структуре ГО. Важным представляется не только рассмотрение обособленных результатов, но и отражение результатов деятельности компании на определенном временном интервале как в прошлом, так и на перспективу.

Среди основных компонентов ГО можно выделить:

·      описание среды бизнеса;

·      формирование портрета компании;

·      изложение узловых моментов стратегии развития;

·      сегментирование бизнеса и описание различных направлений деятельности;

·      формирование устойчивого развития компании и усилия, предпринимаемые в этом направлении (поддержание корпоративного управления, система и практика управления рисками, управления персоналом, реализация социальной ответственности компании).