От крупного бизнеса к среднему: факторинг приземляется

| статьи | печать

Специалисты констатируют снижение темпов роста оборотов российских факторинговых компаний в 2007 году. По их мнению, это прежде всего связано с попытками факторов выйти на региональные рынки. О трудностях и перспективах развития этого относительно молодого для российского потребителя бизнеса говорили на IV ежегодной конференции «Факторинг-2008: новые горизонты».

 

В России действуют две разновидности компаний, предоставляющих факторинговые услуги: самостоятельные, для которых факторинг — основной вид деятельности, и универсальные банки, в составе которых есть специализированные подразделения. «Чистые» факторы уверены, что банкам нужно становиться самостоятельными, прогнозируя в противном случае низкие темпы развития и, как следствие, крушение данного бизнеса. По мнению Григория Карповского, председателя правления ЗАО «ФК Еврокоммерц», для развития факторингового бизнеса необходимо большое количество денежных средств, поскольку это и есть основной товар фактора. Отдел банка всегда будет испытывать их дефицит, так как не может привлекать собственный капитал.

Банки, в свою очередь, уверены, что им живется ничем не хуже факторинговых компаний, а может даже и лучше, под крылом сильного покровителя. Аналитики же прогнозируют, что в 2008 г. крупные банки начнут вывод факторинговых направлений в специализированные компании. Вероятно, это станет следующим шагом в развитии факторингового рынка в России, благодаря чему ведущие факторы получат возможность приобретать портфели других участников, расширяя свою долю на рынке.

Репутация… одна на всех

Но такое развитие событий возможно только к 2009 г.... А сейчас опытные факторы развиваются за счет расширения клиентской базы и освоения новых регионов. Новые участники рынка зачастую ориентированы не столько на его развитие, сколько на захват уже существующих баз через ценовую конкуренцию.

Ведущие факторы только разводят руками: многие новички не до конца понимают, зачем они идут в этот бизнес, рассматривают факторинг не как индустрию, а как услугу. Банки часто открывают факторинговое направление только ради престижа. «Я не понимаю, зачем собственник принимает решение о предоставлении новой услуги, если не планирует серьезные проекты в этом направлении. Только ради того, чтобы быть, как все? — недоумевает Михаил Трейвиш, председатель правления банка «Национальная факторинговая компания». — Говорят, что 70% населения нашей страны являются носителями герпеса. Но почему-то остальные 30% не стремятся к ним присоединиться». Корифеи факторинга в России убеждены, что каждый фактор, даже тот, который имеет неполный набор факторинговых услуг, должен ощущать себя частью факторинговой индустрии и заботиться о репутации рынка в целом. Дурная слава отдельной компании может повлиять на отношение потребителя к факторингу как таковому.

Рискованная география

На российском факторинговом рынке действуют чуть больше 30 компаний. Пока что говорить о конкуренции уместно только в Москве и Санкт-Петербурге. Регионы — это лакомый кусочек, который всех манит, но укусить пока что страшно.

Причин, по которым факторы не торопятся выходить на регионы, несколько: нет статистики по дебиторам, бизнес менее прозрачен, кадровый голод более ощутим. Но тенденция к расширению географии уже есть: в 2007 г. доля московских компаний в обороте факторов снизилась с 57,7 до 53,6%. Тем не менее просчитать риски при отсутствии статистики и скудной информации действительно сложно.

Более того, по опыту М. Трейвиша, факторинг наиболее привлекательный для мошенничества финансовый бизнес. Но в отличие от других сфер здесь злоумышленники часто искренне убеждены в том, что, получая деньги от факторинговой компании на благие цели по фиктивным документам о поставке груза, ничего противозаконного они не совершают. «Один из таких горе-мошенников после того, как был разоблачен, упрекнул меня в торможении научного прогресса России, — рассказывает М. Трейвиш, — поскольку хотел направить ожидаемые от нашей компании средства на научные исследования. Я был вынужден отказать в сотрудничестве этому клиенту».

Вычислить такое мошенничество практически невозможно. Выход только в создании единой информационной базы, в которой бы прописывалась «факторинговая» история всех клиентов.

Тенденции

В 2007 г. сегмент крупного бизнеса практически распределен между факторинговыми компаниями (41,5% оборота в 2007 г.). В 2008 г. приоритетным направлением для развития факторинговых услуг станет малый и средний бизнес.

Ожидается, что в 2008 г. большое число факторов по-прежнему будут предлагать исключительно финансирование под уступку денежного требования. Но число компаний и банков, позиционирующих свои услуги как full-факторинг, будет сокращаться. Дальнейшее развитие технологий сделает возможным появление компаний, которые будут предоставлять услугу корпоративного финансирования (commercial finance) не только под уступку дебиторской задолженности, но и под иные виды активов.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Главная проблема законодательного регулирования факторинга — лицензирование факторинговой деятельности компаний. Оно связано с противоречивостью норм ст. 825 ГК РФ и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно ст. 825 ГК РФ финансовые агенты (компании-факторы) должны получать лицензию на осуществление такого вида деятельности, а вышеупомянутый Федеральный закон не предусматривает лицензирование факторинговой деятельности. Такое противоречие вызывает сложности в отношениях субъектов рынка как между собой, так и с представителями государства в лице контролирующих и судебных органов. В настоящее время соответствующие поправки к Закону о лицензировании находятся на втором чтении в Государственной Думе РФ.