Каждый клиент — отдельный «бизнес-продукт»

| статьи | печать

В Санкт-Петербурге появился первый на территории России складской комплекс, соответствующий стандарту 3PL. Создан этот комплекс компанией Relogix, учредителем выступил фонд прямых инвестиций компании «Ренова-Капитал». Особенностью данного складского комплекса является то, что он глубоко интегрирован с клиентами, для каждого из них здесь прописывается отдельный бизнес-процесс.

Ныне складской комплекс, услугами которого пользуются крупные торговые сети, — это, попросту говоря, предприятие со всеми структурными подразделениями и оснащенное современными IT-технологиями.

Петербург выгоден и интересен для производителей, дистрибьюторов и логистов по нескольким параметрам.

  • Северная столица входит в число лидеров по показателям инвестиционной активности. Наиболее привлекательны для иностранного капитала машиностроение и металлообработка, а также пищевая промышленность.
  • Правительство города увеличивает капитальные вложения и объемы финансирования инфраструктуры города, необходимые для создания индустриальных зон
  • и развития промышленных территорий.
  • Здесь концентрируется 70% транзитного грузопотока, поступающего в Центральную Россию, что требует наличия большого количества площадей, находится крупнейший порт на Балтике.
  • Город имеет развитую дорожную сеть.
  • Наблюдается развитие торговых сетей.

 

Директор по продажам и маркетингу компании Relogix Вера Горбачева утверждает, что подавляющая доля новых складов (почти 80%) предназначена для сдачи в аренду. Чаще всего компании арендуют их на срок не менее года (64%), при этом 88% не планируют менять выбранное помещение. Причем происходит снижение спроса на некачественные склады, предпочтение отдается отапливаемым помещениям с предоставлением дополнительных услуг (погрузка/разгрузка, сортировка, отбраковка, переупаковка, комплектация и др.), а эффективные логистические технологии позволяют увеличить скорость обращения товара, сократить площадь хранения.

Или, как проще пояснил директор складского комплекса Relogix Михаил Заводчиков: «Мы создаем в логистике «мерседесы» по сравнению с «Жигулями». В принципе ездить можно и на продукции отечественного автопрома, но все-таки предпочтение, если потребитель не чудак, отдается той марке, на которой удобнее, надежнее и комфортнее».

Видимо, в этой достаточно простой схеме объяснения скрывается то самое здравое зерно, которое объясняет, почему сейчас российский рынок складской логистики переживает эпоху инвестиционно-строительного бума: только в прошлом году было введено более 1,5 млн кв. м складских помещений класса А и В (качественных). Сегодня насчитывается более 5,5 млн кв. м таких складов, в течение этого года ожидается пополнение еще на 2 млн кв. м.

Специалисты объясняют это, в частности, глобализацией и, как следствие, усилением позиций игроков с развитой логистической сетью. В связи с развитием рынков растут требования грузоотправителей к логистическим провайдерам (ЛП). Желание работать с одним из них ведет к тому, что все больше внимания уделяется наличию у него логистической сети с большой территорией покрытия. Консолидация ЛП происходит в связи с необходимостью увеличивать количество предоставляемых услуг и расширяться территориально.

Но, несмотря на процессы глобализации и развитие мировой торговли, в международной логистике наблюдается тенденция к развитию своих цепей внутри отдельного региона. Это связано прежде всего с увеличением стоимости транспортировки, необходимостью сокращения времени доставки и возникновением новых рынков потребления.

Ожидается, что к 2010 г. в структуре российского рынка транспортно-логистических услуг доля грузоперевозок сократится с 88 до 82%, а доли управленческой логистики и услуг по складированию и дистрибуции вырастут соответственно с 1 до 3% и с 4 до 6%.

Производители товаров и услуг все больше концентрируются на своих ключевых компетенциях, стараясь непрофильную деятельность вывести в дочерние структуры или же вовсе передать на аутсорсинг. В развитых капиталистических странах теория уже нашла отражение в практике. Подавляющее большинство грузовладельцев предпочитают покупать на стороне услуги по доставке своего товара до потребителя, проведению тарных, маркировочных операций, а также управлению цепочками поставок — выстраиванию логистики таким образом, чтобы груз в максимально короткие сроки при минимальных затратах был доставлен в нужное место в нужном количестве.

Общие тенденции не обошли стороной нашу страну. Если еще недавно, например, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других регионах логистический комплекс находился на начальной стадии развития, то сегодня ситуация изменилась. Первой это почувствовала Москва. Здесь объем предложения складов класса А и В увеличился с 1 млн до 2,5 млн кв. м (всего — 67% от общего его объема). Остальная доля приходится на всю Россию, несколько лучшим образом выглядит на общем фоне Петербург (см. диагр.).

С учетом уже реализованных и заявленных проектов строительства складских комплексов коммерческого назначения ежегодные темпы роста рынка аутсорсинга складских услуг в 2006—2012 гг. прогнозируются на уровне 20%. Основной прирост коммерческого сегмента рынка будет обеспечиваться за счет ввода новых комплексов. Неудовлетворенный спрос привлекает в сегмент этой специфической недвижимости федеральных и международных инвесторов. По некоторым прогнозам, в среднесрочной перспективе суммарная емкость российского рынка услуг по хранению и дистрибуции товаров может увеличиться в 5 раз — с 400 млн (2004 г.) до 1,9—2 млрд долл. (2010 г.).

При этом не исключается, что на эти ожидания повлияют высокие темпы роста строительства новых складских комплексов в Петербурге (возможно, до 30% в год). Такие перспективы вполне могут оправдаться, тем более что местным правительством принят ряд мер по выводу многочисленных складов за городскую черту. Объяснение тому простое: Санкт-Петербург — не город заштатных овощехранилищ и амбаров прошлых веков, да и транспортная напряженность на его улицах заставляет перемещать подобные сооружения за черту уже действующего Восточного полукольца КАД и строящегося Западного.

А уж если строить, то, разумеется, комплексы класса А большой площади. Потому весьма вероятно, что в ближайшие 2—3 года ситуация может кардинально измениться и дефицит складских площадей уменьшится. Например, компания «Международное логистическое партнерство» планирует инвестировать 800 млн долл. в создание крупной сети терминалов на территории России и двух комплексов (около 200 тыс кв. м каждый) — в Петербурге, группа компаний «Литер» приступила к реализации собственной сети мультимодальных комплексов, которые разместятся в том числе и в Северной столице.

Пример складского комплекса в 35 тыс кв. м, к которому завершено подведение железнодорожной ветки и размещенного возле транспортной развязки, которая соединит склады с кольцевой автодорогой, вполне показателен и достоин, по крайней мере, изучения.