ЕС научит экспортеров правильно химичить

| статьи | печать

С 1 июня 2008 года Евросоюз окончательно ввел в действие новый технический регламент REACH по химическому составу импортируемой и производимой продукции.

Новая европейская тенденция по созданию виртуальной таможни в виде технического регламента — это торговая дискриминация по отношению к третьим странам, в том числе к России, или положительный пример, которому необходимо следовать? Судя по публичным выступлениям представителей Минэкономразвития, ТПП РФ, РСПП, отраслевых ассоциаций и союзов, у российских экспертов в настоящий момент нет однозначного ответа на этот вопрос.

Как гласят официальные документы Европейского химического агентства (ЕХА), которому поручена работа по реализации положений REACH, новый регламент непосредственно затрагивает широкий круг производителей в различных отраслях промышленности, импортеров, дистрибьюторов и потребителей химической продукции в странах сообщества. При этом, безусловно, существенное влияние будет оказано и на компании стран вне Евросоюза, экспортирующих продукцию на европейский рынок.

Отмечается, что в рамках данного регламента планируется зарегистрировать около 30 тыс. химических веществ, присутствующих в торговом обороте Европы. Причем 2 тыс. из них относятся к категории наиболее опасных для здоровья населения и окружающей среды.

Под действие REACH подпадают различные отрасли промышленности, в том числе химическая и нефтехимическая (производство органических и неорганических веществ, лаков и красок), текстильная, целлюлозно-бумажная, электронная, автомобильная, а также черная и цветная металлургия.

Наибольшее количество требований нового закона напрямую относится к производителям и импортерам химических веществ. Они должны будут представлять данные по свойствам веществ, проводить оценку химической безопасности, принимать меры по управлению рисками от их воздействия.

Чиновники ЕС утверждают, что при внедрении нового технического регламента Евросоюз прежде всего руководствуется благими намерениями по сохранению и защите экосистемы Европы, предотвращению химического загрязнения окружающей среды, охране труда рабочих и безопасности здоровья граждан.

При этом отмечается, что сами экспортеры согласно регламенту не имеют прав и обязанностей в рамках действия системы. Официально вся ответственность, в том числе и юридическая, ложится на европейских импортеров или назначаемых экспортерами из третьих стран «специальных представителей», которые будут регистрировать их продукцию. Причем «специальными представителями» могут выступать только резиденты ЕС.

В то же время в техническом регламенте ничего не сказано о том, кто же будет финансировать эти сложные и дорогостоящие процедурные работы по регистрации химических веществ. Между тем согласно установленным ЕХА тарифам стоимость регистрации одного химического вещества составляет от 20 тыс. до 500 тыс. евро. А всего нужно внести в регламент Евросоюза почти 30 тыс. химических веществ.

Нетрудно подсчитать, какие финансовые потоки потекут на счета ЕХА, штаб-квартира которой расположилась в Хельсинки. Во всяком случае, вполне достаточно для содержания 400 сотрудников нового европейского ведомства.

 

За все заплатит экспортер

По мнению президента Ассоциации промышленников горно-металлургического комплекса России (АМРОС) Анатолия Сысоева, крайним окажется экспортер, как наиболее заинтересованное лицо в поставках своей продукции на европейский рынок.

Европейские импортеры российской продукции, считает

А. Сысоев, будут всячески стремиться к тому, чтобы переложить бремя расходов по регистрации товаров из третьих стран, в том числе и из России, на производителей этих товаров.

От имени металлургов России глава АМРОСа направил письмо в Правительство РФ, в котором указал, что «в результате введения REACH условия доступа соответствующих российских товаров заметно ухудшатся, поскольку отечественная промышленность в основном не готова к выполнению требований технического регламента, вследствие чего следует ожидать значительного сокращения поставок в ЕС российских товаров и немалых экономических потерь. Кроме того, REACH может быть использован в качестве технического барьера для импорта химических веществ».

А потери эти и впрямь могут быть значительными, если учесть, что годовой объем российского экспорта в страны ЕС оценивается в сумму около 50 млрд евро, в том числе поставки непосредственно химической продукции составляют более 6 млрд евро.

В АМРОСе также обращают внимание Правительства на возможный наплыв на российский рынок соответствующих товаров из Китая, Индии, Бразилии, США, других стран, ранее поставлявших продукцию на европейский рынок.

В свою очередь, руководители Союза химиков России (РСХ) и, в частности, исполнительный директор союза Игорь Кукушкин в своих выступлениях на совещаниях и конференциях по поводу введения технического регламента REACH и в беседах с журналистами неоднократно подчеркивали необходимость рассмотрения проблем, возникающих для российских экспортеров.

По данным РСХ, в соответствующие федеральные министерства, в Правительство, в Администрацию Президента РФ отраслевые объединения направили десятки писем и обращений, однако столкнулись с непониманием или нежеланием проведения каких-либо плановых разработок по созданию баз данных веществ, содержащих информацию об их свойствах, опасности и безопасности, маркировки. Это приводит к тому, что исследования, проводимые российскими компаниями, будут аккумулироваться в Европе, а не в России.

«Возникает ощущение, то ли письма особо не читали, то ли мнение бизнеса особенно никого не интересует», — подчеркивает И. Кукушкин.

В связи с этим эксперты напоминают о ситуации, возникшей несколько лет назад после принятия Федерального закона «О техническом регулировании», направленного на гармонизацию с мировыми тенденциями. Закон выявил полную неготовность отечественной промышленности к новым реалиям в стране и мире.

Ситуация, считают эксперты, может повториться. Тем более что срок для предварительной регистрации в REACH истекает

1 декабря текущего года.

 

«Ликбез» для менеджмента

А между тем, по данным департамента торговых переговоров ТПП РФ, проекты о необходимости новой химической политики начали обсуждаться еще в 1992 г. Тогда представители разных стран, в том числе и России, решили приступить к разработке законодательства, регулирующего оборот химических веществ.

Как отмечает исполняющий обязанности директора департамента Виктор Калмыков, европейские производители еще год назад начали готовиться к регистрации химических веществ, и для них этот процесс не станет болезненным, хотя и прибыли не принесет. Российским же экспортерам нужно совершить за 6 месяцев революционный рывок в сфере новых технологий, при этом основательно раскошелиться.

Потеряв надежду на государственную поддержку, отраслевые ассоциации и союзы производителей химической, неорганической, металлургической, целлюлозно-бумажной и другой продукции сами приступили к работе с непосредственными компаниями-экспортерами. К работе активно подключились комитеты и департаменты «Деловой России», РСПП и ТПП РФ.

Как отметил исполнительный директор РСХ И. Кукушкин, в целях создания системы «ликбеза» для менеджмента экспортеров и представителей госорганов стали регулярно проводиться в различных городах «круглые столы», семинары, конференции. В ходе дискуссий у представителей российского бизнеса стало появляться понимание процессов, которые инициирует и приводит в движение REACH, и основного принципа регламента ЕС: за все отвечает и платит производитель. Словом, спасение утопающего — дело рук самого утопающего. И налицо если не дискриминация российских экспортеров, то нетарифный барьер при доступе российской продукции на рынки Европы.

 

Как избежать красного флажка

Как уже говорилось, 1 декабря 2008 г. истекает срок предварительной регистрации химических веществ в новом техническом регламенте Евросоюза. В то же время, по информации департамента торговых переговоров Мин-экономразвития, многие европейские импортеры уже сейчас составляют портфель договоров на предстоящий период. При этом они учитывают, согласен ли данный экспортер, допустим, из России принять требования REACH. При отсутствии положительной информации напротив бренда такой компании ставится красный флажок — сигнал серьезной опасности для экспортера и начало импортером поиска другого партнера.

В связи с этим эксперты МЭР настоятельно советуют российскому бизнесу поторопиться с предварительной регистрацией, тем более что эта процедура несложная. Достаточно скачать из Интернета программу REAСH, в электронном виде заполнить несколько полей. Выполнив эту операцию, экспортер получает возможность воспользоваться большим переходным периодом, составляющим более 10 лет. Поставщик продукции на рынки Европы получает право с 1 января 2009 г. продолжать поставки параллельно с формированием досье на химические вещества, присутствующие в производимых компанией товарах.

Таким образом, предварительная регистрация — это верный шанс производителям удлинить для себя сроки предоставления регистрационного досье на химические вещества, которые находятся в торговом обороте Европы.

При этом в департаменте торговых переговоров МЭР подчеркивают, что в дальнейшем чрезмерные требования могут быть сняты. Для этого нужно выявлять те элементы законодательства, которые выходят за рамки здравого смысла. Выявлять же такие элементы опять-таки должны сами экспортеры в ходе прохождения процедуры технической регистрации химических веществ.

На основании таких сигналов Минэкономразвития планирует вести прямые переговоры с ЕС.

Что касается финансовой поддержки экспортеров со стороны государства, то в данном вопросе МЭР, что называется, умывает руки. В ответ на обращения отраслевых ассоциаций и союзов ведомство однозначно дает понять, что затраты на регистрацию химических веществ должны нести предприятия-производители.