Ведомственный коэффициент для ядерных отходов

| статьи | печать
Ведомственный коэффициент для ядерных отходов

С 2004 года на территории ЗАТО Железногорск Красноярского края осуществляется строительство особо важного для страны объекта «Сухое хранилище ОЯТ реакторов РБМК-1000 и ВВЭР-1000» в интересах Росатома. Важность создания хранилища обусловлена высокой потребностью в безопасном долговременном хранении отработанного ядерного топлива с дальнейшей передачей его на радиохимическую переработку или подземную изоляцию. Но работы остановлены — нет денег.

Генеральным подрядчиком строительства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации определено ФГУП «УССТ № 9 при Спецстрое России». И до 2008 г. работы на объекте проводились в строгом соответствии с утвержденными директивными графиками строительства объекта. Однако с 1 апреля текущего года работы на объекте приостановлены ввиду позиции Росатома, направленной как на пересмотр ранее оформленных договорных отношений, так и в целом на необоснованное снижение цены строительной продукции.

Строительство объекта в период 2004—2006 гг. производилось за счет средств внебюджетных фондов Росатома. Финансирование строительства на программу работ 2008 г. должно осуществляться в рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.».

Несмотря на выделенный лимит капитальных вложений на 2008 г., финансирование объекта до настоящего времени не открыто, дополнительное соглашение на годовую программу работ заказчиком не подписано. Основная причина создавшегося положения заключается в разногласии сторон по вопросам определения стоимости строительно-монтажных работ.

Государственным заказчиком стоимость строительства объекта была определена на основании проектно-сметной документации, разработанной на стадии «проект», в ценах сметно-нормативной базы 1984 г. с переводом цен этого года в базовый уровень 1991 г. на основании переводных коэффициентов Госстроя России, с последующим пересчетом в прогнозный уровень цен при помощи индексов-дефляторов Минэкономразвития России, рассчитанных по строке «Капитальные вложения» с периода 1991 г. до завершения строительства объекта.

Такой расчет, выполненный государственным заказчиком, является ошибочным, что подтверждается заключением Департамента мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации и формирования государственного оборонного заказа Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Определение стоимости строительства объекта на основании единичных расценок сметно-нормативной базы 1984 г. не соответствует Постановлению Госстроя России от 08.04.2002 № 16, согласно которому с 1 сентября 2003 г. считаются утратившими силу нормативные документы Госстроя России, составленные в уровне цен, предусмотренном сметно-нормативными базами 1984 г. и 1991 г. Необходимость перехода к сметно-нормативной базе 2001 г. продиктована тем, что ресурсно-нормативные показатели по большинству выполняемых в настоящее время работ, учтенные в сметно-нормативной базе 1984 г., не соответствуют современным строительным технологиям, а также применяемым новейшим материалам и механизмам.

Кроме того, применение государственным заказчиком индексов-дефляторов Минэкономразвития России по строке «Капитальные вложения (инвестиции)» вместо строки «Строительство», учитывающей прогнозный уровень инфляции в строительной отрасли, без учета их последующей корректировки, производимой МЭР, также дало достаточно серьезную погрешность в расчетах.

Все изложенное привело к тому, что заказчик, определив указанным способом лимит денежных средств на строительство объекта, столкнулся с нехваткой средств для завершения строительства объекта и ввода его в эксплуатацию.

В данной ситуации, несмотря на возможность пересмотра объема Федеральной целевой программы, предусмотренной п. 6.2 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, заказчик пытается переложить допущенную ошибку, а также финансовые риски на подрядную организацию, снижая для нее на треть цену строительной продукции.

В результате навязываемого заказчиком индекса пересчета стоимости строительно-монтажных работ подрядчику компенсируются лишь затраты на приобретение материальных ресурсов. Все остальные статьи затрат должны покрываться самим подрядчиком, что является неприемлемым для подрядчика, так как напрямую нарушает требования п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27.12.95 «О государственном оборонном заказе» и ставит ФГУП «УССТ № 9» на грань банкротства.

Все это происходит в ситуации повального повышения цен на основные строительные материалы. Рост цен на материальные ресурсы с января 2007 г. составил: цемент — 65%; металлопрокат — 70; кирпич — 60; мин. плита — 20; автомобильное топливо — 25%.

Иначе говоря, подрядчику не только отказано в компенсации затрат, связанных с ростом цен на материалы, но, по сути, предложено приобретать эти материалы по ценам 3-летней давности, что само по себе абсурдно.

Данный подход в реализации Федеральной целевой программы государственный заказчик реализует персонально в отношении ФГУП «УССТ № 9», в то же время реально оценивая ошибки, допущенные при формировании ФЦП, затрагивающие непосредственно Росатом.

На выездном заседании Совета по формированию инвестиционных программ и осуществлению мониторинга экономической эффективности капитальных вложений «Росэнергоатома», которое проходило в апреле 2008 г. на Ленинградских атомных электростанциях, руководитель департамента по управлению инвестиционными программами концерна «Росэнергоатом» Г. Сахаров отметил, характеризуя ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 гг. и на перспективу до 2015 г.»: «У нас есть четкое понимание, что денег, которые заложены в Федеральную целевую программу, явно недостаточно для того, чтобы выполнить задачи, поставленные в ней».

Отсутствие решения Росатома по данному вопросу приводит к срыву сроков своевременного пуска объекта в эксплуатацию и невозможности реализации ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.».

В то же время нарастает социальная напряженность в коллективе ФГУП «УССТ № 9», а также в целом в ЗАТО Железногорск, так как 700 работников предприятия оказались незанятыми из-за приостановки работ и в настоящее время уже более 2 месяцев находятся в вынужденном простое.

Очевидно, что для дальнейшего развития атомной энергетики Российской Федерации при отсутствии решения о переработке отработавшего ядерного топлива необходима рациональная и эффективная инфраструктура хранения ОЯТ (отработанного ядерного топлива).

Существующие мокрые хранилища, включая хранилище ОЯТ на ФГУП «Горно-химический комбинат», практически исчерпали свои возможности, а следовательно, необходим пуск в эксплуатацию «Сухого хранилища» в установленные сроки.

Начало завоза на Железногорский горно-химический комбинат отработанного ядерного топлива с Ленинградской АЭС намечено на конец2009 г. — начало 2010 г. Об этом в апреле 2008 г. на общественном форуме «Атомная энергия, общество, безопасность», проходившем в Санкт-Петербурге, заявил заместитель руководителя Росатома Евгений Евстратов.

На самом деле объект уже третий месяц не строится и намеченный пуск первой очереди хранилища в конце 2009 г. уже невозможен. Не хотелось бы верить, но политика, проводимая Росатомом в этом направлении, явно ставит под угрозу ядерную безопасность Российской Федерации.

КОММЕНТАРИЙ

По просьбе «ЭЖ» ситуацию в закрытом городе под Красноярском комментирует полномочный представитель губернатора Красноярского края в ЗАТО Вадим МЕДВЕДЕВ:

— Безусловно, администрация региона заинтересована в скорейшем возобновлении работ на объекте. Причин тут несколько.

Во-первых, стабильный и крупный заказ позволяет обеспечить занятость немалой части населения Железногорска, что в условиях ЗАТО с присущими им ограничениями в сфере трудоустройства проживающего населения имеет особую социальную значимость.

Во-вторых, уровень заработной платы в «УССТ № 9» в случае возобновления работ должен обеспечить стабильность как работников организации, так и членов их семей.

Немаловажно и то, что скорейшее решение проблемы и возобновление строительства позволит обеспечить устойчивое финансовое состояние одного из градо- и бюджетообразующих предприятий Железногорска. А это еще и налоговые поступления в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.

Сегодня не стоит вопрос — строить или не строить объект. Решение Правительства РФ нужно не обсуждать, а выполнять. И приоритетом в этой работе должны пользоваться строительные организации, зарегистрированные и действующие на территории края, поскольку именно они имеют здесь все технические, технологические, производственные, людские ресурсы, необходимые для решения этой непростой задачи.