В пространстве четырех углов

Как реализовать стратегическое партнерство России с ЕС
| статьи | печать

Впервые за годы реформ в среднесрочном прогнозе социально-экономического развития России на период 2006–2008 гг., разработанном Минэкономразвития, приоритетом во внешнеэкономической политике вместо стран СНГ становятся европейские страны, в первую очередь Евросоюз. Экономическое сотрудничество с ЕС – важнейший фактор расширения торгово-экономических связей России, прежде всего в энергетической сфере. Ожидается также, что формирование Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) создаст качественно новые условия взаимодействия. Но получится ли это на практике?

Кто он, наш партнер?

Численность населения Евросоюза составляет 455 млн человек. По объему производства (по ППС) ЕС занимает второе место в мире после США с долей 19,9% (США – 21,1%, Япония – 7, Китай – 12,6, Россия – 2,6%). А по экспорту товаров и услуг – первое место – его доля 40,6%. Затем следуют США – 11%, Япония – 5,7, Китай – 5%. Доля России – 1,6%.

В мае – июне прошлого года население Франции и Нидерландов на референдуме проголосовало против принятия Конституции ЕС. Союз охватил глубокий политический кризис. Проблемы обострились и в связи с расширением ЕС за счет новых стран, значительно отстающих от «старичков» по уровню социально-экономического развития. По объему ВВП на душу населения (по ППС) принятые страны ЦВЕ и Балтии отстают от среднего уровня ЕС на 25–70%, Разрыв в доходах между крайними значениями по странам составляет 5,2 : 1 вместо прежних 3 : 1. Перераспределение средств в пользу новичков вызывает недовольство благополучных стран.

Между тем на пороге Евросоюза стоят Болгария и Румыния (вступят в 2007 г.). Они также потребуют бюджетные средства для повышения уровня социально-экономического развития до западноевропейских стандартов. Но главные противоречия в ЕС вызывает возможность присоединения исламской Турции, что чревато обострением межнациональных отношений. Кроме того, по оценке, это потребует дополнительных бюджетных затрат Союза на сумму 28 млрд евро.

Главным в политике ЕС является ее социальная направленность. Например, на субсидирование сельского хозяйства выделяются значительные средства – до 46% бюджета Союза. Стабильность внутреннего рынка обеспечивается разумным уровнем цен, бесперебойным снабжением товарами, цены на продукцию сельского хозяйства защищены от негативного влияния мировой конъюнктуры и поддерживаются на стабильном уровне.

В связи с экономическими трудностями в ЕС все чаще возникает вопрос об оправданности чрезмерной социализации экономической политики. Новый федеральный канцлер Германии А. Меркель признала необходимость прибегнуть к непопулярным мерам – повысить налоги с населения для обеспечения условий подъема экономики, переживающей трудности. Так, ВВП страны в 2004 г. вырос лишь на 1,6% в годовом исчислении, причем после спада производства на 0,2% в 2003 г. (в 2002-м – прирост на 0,1%).

Не лучше обстоят дела и в других ведущих странах Союза, например во Франции, где прокатились волнения эмигрантов на социальной почве. Положение в производстве у них немногим лучше, чем в Германии. В 2004 г. ВВП увеличился на 2% (в 2003-м – на 0,9%).

В целом по ЕС годовой прирост производства в 2004 г. составил 2,5% (в 2003 г. – 1,3%), и по прогнозу МВФ в 2005 г. этот показатель снизится до 1,6%, а в 2006-м будет равен 2,1%. В ближайшие годы нет оснований для подъема экономики, а это значит, что социальные проблемы (прежде всего занятость) будут обостряться. Для сравнения: мировое производство выросло за соответствующие годы – на 5,1 и 4%, в США – на 4,2 и 2,7%.

ЕС значительно отстает от США в финансировании научных исследований, превратившихся в важнейший фактор экономического роста.

Расходы на информационные технологии от ВВП составили в 2004 г.: в ЕС – 2,9%, в США – 5,5%.

Доля затрат на НИР: в 2002 г. в ЕС – 1,92%, в США – 2,51%, в 2003 г. затраты соответственно составили от ВВП – 2% и 2,65% (следует иметь в виду, что, по данным Евростата, ВВП США по ППС больше ЕС – 25 стран на 48%, 2002 г.).

Социальные трудности в Союзе обостряются и в связи с ростом мировых цен на нефть, а также из-за перехода стран еврозоны на расчеты с национальных валют на евро – потребительские цены сразу выросли на 15–20%.

Ощущается нехватка трудоспособного населения, местные жители не хотят переезжать в места, где есть работа. В определенной степени трудоспособное население пополняется за счет мигрантов, на которых приходится около 5–6% всего населения Союза. По этому показателю ЕС занимает второе место в мире после США.

Тем не менее годовые доходы на душу населения в ЕС с учетом присоединившихся стран составляют достаточно высокий уровень. Так, ВВП на душу населения (по ППС) в 2004 г. составил в США 40 тыс. дол., в Еврозоне – 27,9 тыс., а в России – 10 тыс. дол. (рассчитано автором по данным МВФ).

«Дорожных карт» головоломка

Стабильность и динамика развития российской экономики во многом зависят от стран ЕС, поскольку прирост ВВП больше чем наполовину связан с внешней торговлей, прежде всего с экспортом нефти. В Союзе в 2004 г. ее было реализовано на сумму 40,5 млрд дол., или 74% всей выручки от продажи. Вместе с нефтепродуктами и газом сумма превысила 67 млрд, что составило 71% общей выручки за эти товары и 74% стоимости всего российского экспорта.

Россия имеет устойчивый рост актива торгового баланса с ЕС – в 2004 г. на 51 млрд дол., что составляет 48% всей его суммы и обеспечивает положительное сальдо платежного баланса. Средства от него идут на нужды бюджета Федерации, на пополнение Стабилизационного фонда (размер которого в 2005 г. превысил 1,2 трлн руб.), а также валютных резервов, превысивших 170 млрд дол. Это позволяет с опережением выплачивать долги загранице – в основном тем же странам ЕС.

Три четверти всех иностранных инвестиций в 2004 году поступило в Россию из стран ЕС. Большая часть таможенных платежей (свыше 42 млрд дол.) также получена от торговли с Евросоюзом.

В то же время прохладные отношения между Россией и ЕС, связанные с различием в оценках некоторых вопросов внутренней и внешней политики России, получивших новое звучание из-за расширения Евросоюза, не способствуют углублению экономического сотрудничества.

Приходится признать, что сотрудничество с ЕС получило в основном топливно-сырьевую направленность. Ограничен экспорт готовой продукции, машин и оборудования, не говоря уже о высокотехнологичных наукоемких изделиях. Принятые Правительством России в 2004 г. меры по господдержке промышленного экспорта, в том числе выделение из федерального бюджета финансовых средств, пока не дают желаемых результатов.

Также не получили развитие передовые формы производственной кооперации.

Доля российского экспорта продукции машиностроения за первое полугодие 2005 г. сократилась до 1,5% в общем объеме в ЕС, по стоимости – на 11%, товарная масса – на 33% по сравнению с сопоставимым периодом 2004 г. Доля машин и оборудования в экспорте в 2004 г. составляла лишь 2,1% и в годовом исчислении по стоимости уменьшилась на 7%, товарная масса – на 12%.

О состоянии инновационного сотрудничества и научно-исследовательских работ с ЕС говорит тот факт, что Евросоюз не включает в свою статистику Россию, зато с недавних пор в ней появился Китай.

Пока не сделаны практические шаги в создании зоны свободной торговли и ОЕЭП.

Успешно сотрудничает Россия с Евросоюзом только в области энергетики. Так, по данным Евростата на 2002 г., Россия удовлетворила импортные потребности ЕС в нефти на 26%, природном газе – на 33% и среди зарубежных поставщиков занимает первое место. Внутреннее потребление в указанных товарах за счет российских поставок Евросоюз покрывал соответственно более чем на 19 и 18%.

Имеется договоренность России с Германией о строительстве газопровода по дну Балтийского моря, которая уже реализуется.

Однако в целом эффективное взаимодействие в энергетической сфере не должно заслонять обостряющуюся проблему диверсификации российского экспорта. Так, в российском экспорте в ЕС на 11 наименований товаров и товарных групп (нефть, нефтепродукты, газ природный, уголь каменный, продукция органической и неорганической химии, древесина, драгоценные камни и драгоценные металлы, черные металлы, медь, никель, алюминий) приходится 94% всего его стоимостного объема.

Торговля развивается экстенсивно. Российский экспорт на 4/5 состоит из сырья и материалов, незначительной доли продукции машиностроения – 2,1% (в 2000 г. она была выше – 4,1%).

Это свидетельствует о крайне неудовлетворительном положении в перерабатывающей промышленности, практическом отсутствии конкурентоспособной продукции отраслей машиностроения и инициативы в продвижении экспорта готовой продукции.

Россия отстает от Европы в финансировании науки. Хотя в последние годы наметились позитивные сдвиги: в 2004 г., по оценке, было направлено 1,36% ВВП (2003 г. – 1,28%, 2001 г. – 1,18% ВВП). Технологическое отставание России от передовых индустриальных стран оценивается в 3–4 компьютерных поколения. Если такая тенденция продолжится, Россия может оказаться на обочине со всеми вытекающими последствиями.

Конечно, экспорт энергоносителей обеспечивает России без особых усилий приток огромных валютных поступлений. Только в 1-м полугодии прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. валютные поступления от нефти возросли на 47%, от нефтепродуктов – на 69, от природного газа – на 41%. Товарная масса указанной продукции при этом либо оставалась на прежнем уровне как по нефти, либо увеличилась незначительно: по газу – на 4%, нефтепродуктам – на 13%.

Однако минеральные энергоресурсы не безграничны, добыча их быстро дорожает. Рост производства нефти замедляется, например в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом он возрос на 8,6% против 11,2% год назад. За первое полугодие 2005 г. прирост в годовом исчислении составил лишь 2,7%, а в 2006 г. ожидается на уровне не выше 2%. Главное же – происходит технологическое отставание России от Запада, что таит угрозу экономической и национальной безопасности.

И в таком состоянии совершенно очевидно, что Россия вряд ли сможет быть готова к реализации «дорожных карт» – достигнутых в мае прошлого года договоренностей о создании 4 общих пространств: в экономике; внешней безопасности; свободы, безопасности и правосудия; научных исследований, образования и культуры.

В целях интенсификации экономических отношений с ЕС целесообразно разработать национальную программу взаимодействия с учетом договоренностей по этим пространствам, а также имея в виду истекающий в 2007 г. срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Прагматические интересы, реальные возможности и необходимость модернизации экономики, общественного устройства диктуют целесообразность развития прежде всего экономических, а также иных отношений с ЕС.

В. Чернышев, профессор РТА, к. э. н

К СВЕДЕНИЮ

На Европейский союз приходится 52% внешнеторгового оборота России. В экспорте ЕС Россия после Японии занимает 5-е место, как и в импорте после Швейцарии.

Импорт из ЕС

От всего стоимостного объема соответствующих товаров Россия покрывает свои потребности (в %):

  • продукции машиностроения – на 52;
  • химической – на 62;
  • продовольствии – на 32;
  • металлах и изделиях из них – на 37.

Экспорт в ЕС

От всего стоимостного объема соответствующих товаров в первом полугодии 2005 г. в ЕС поставлено (в %):

  • 73 – минеральной продукции;
  • 72 – продукции ТЭК;
  • 41 – химической;
  • 38 – древесины и целлюлозно-бумажной;
  • 36 – металлов и изделий из них;
  • 18 – продукции машиностроения.

Для сравнения

В 2000 г. страны ЕС импортировали из России продукции машиностроения на сумму около 0,5 млрд евро (уровень Хорватии), или 1,4% всего ее импорта, и такой объем импорта сохраняется с 1994 г. Из Румынии импорт составил 1,9 млрд евро, из Чехии – 14,9 млрд, из Китая – на сумму 32,6 млрд евро (40% всего импорта из КНР и свыше 9% импорта этой продукции ЕС).

Важнейшие направления взаимодействия с ЕС:

  • активизация работы по созданию зоны свободной торговли и общего европейского экономического пространства. Необходимо формирование свободной экономической инфраструктуры, при этом особое внимание должно быть уделено сотрудничеству в энергетике и интеграции транспортных систем;
  • развитие инвестиционного сотрудничества и интенсификация взаимодействия в инновационной и научно-технической сферах;
  • реализация крупных стратегических совместных проектов с отдельными странами;
  • сохранение и дальнейшее укрепление торгово-экономических отношений со странами ЦВЕ, а также Балтии;
  • эффективное обеспечение экономических интересов России в результате присоединения к ЕС новых стран.