Хоронить рано. Но настрой — больничный

| статьи | печать

Официальный старт административной реформе был дан еще в июле 2003 г., однако пока от начатой сверху модернизации системы государственного управления населению и бизнесу стало не то что легче, а наоборот.

Существующая в нашей стране система госуправления и качество публичных услуг, по оценке международных экспертов, находятся на уровне стран с гораздо более слабым экономическим развитием.

Данные опросов отечественного фонда «Общественное мнение» свидетельствуют, что свыше 70% наших граждан отрицательно оценивают деятельность госслужащих по оказанию публичных услуг.

Длившиеся более двух лет дискуссии о совершенствовании госуправления в нашей стране завершились принятием в конце прошлого года Концепции административной реформы в Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р.

В документе, рожденном в недрах межведомственной правительственной комиссии, констатируется, что, по существу, сфера госуправления превратилась в ограничивающий фактор для социально-экономического развития страны.

Вместе с тем практической реализации сегодня достигла лишь небольшая часть мероприятий, а по ряду приоритетных направлений работы даже не начаты.

Неоправданно затянувшуюся паузу чувствует ответственное за проведение реформы Минэкономразвития, недавно организовавшее конференцию, на которую съехались представители почти всех регионов России. Выступавший на ней статс-секретарь МЭРТ Андрей Шаронов считает, что слухи о кончине административной реформы слишком преувеличены. Но если посмотреть на конкретные шаги, предпринимаемые ее разработчиками, то впечатление складывается если не похоронное, то больничное.

Первой целью в Концепции провозглашено повышение качества и доступности государственных услуг за счет внедрения регламентов их исполнения.

С чего начинается Родина

Из всего перечня государственных функций (391), важных для реализации конституционных прав россиян, пока только для двух разработаны административные регламенты.

На первое место поставлены выдача и замена паспортов гражданам.

Второй регламент касается порядка выдачи разрешения на привлечение работодателями иностранных граждан и использование их труда.

Обещают, что в ближайшее время будут разработаны еще 39 регламентов, необходимых для исполнения массовых общественно значимых государственных функций. Хотелось бы верить, что они будут действительно важными для населения.

Тем более что на стимулирование чиновников уже запланированы немалые деньги. В 15 субъектах Федерации, в которых будет проходить пилотное внедрение регламентов, выделяется по 20 млн руб. Не обделили себя и сотрудники федеральных органов власти: здесь премиальные составят по 40 млн руб. на ведомство.

Система отбора субъектов РФ и федеральных органов власти достаточно проста (см. схему). Причем она наглядно показывает, что практически на всех этапах процедуры замыкаются на представителей исполнительной власти.

Здесь особенно заметна оторванность реформы от институтов гражданского общества и даже законодательной власти.

По словам Виктора Плескачевского, председателя Комитета Госдумы по собственности, российская административная реформа «проходит посредством действий просвещенных чиновников», число которых очень ограничено. Но без квалифицированных оппонентов в лице общественности она неизбежно зайдет в тупик.

Без избытка нет прибытка

Сами сотрудники МЭРТ признают, что «непросвещенные» чиновники (а таких большинство) сопротивляются новшествам.

Второй важнейшей целью реформы является прекращение избыточного госрегулирования субъектов предпринимательства и сокращение связанных с ним госфункций.

МЭРТ разослал ведомствам предложение самим выделить те функции, которые можно сократить в сфере регулирования экономики. Но оказалось, что лишних полномочий чиновники за собой не наблюдают.

Зато МЭРТ обнаружил 1468 избыточных и 263 дублирующие функций. Но пока удалось сократить лишь 43 вида лицензирования.

Более трех лет буксует законопроект о саморегулируемых организациях (СРО), которым министерства должны передать значительную часть своих полномочий (см. № 40 «ЭЖ» за 2005 г.). Его рассмотрение из-за многочисленных согласований в министерствах и ведомствах откладывалось несколько раз, и сейчас намечено Госдумой на конец весенней сессии.

А там и до следующей рукой подать. А пока нет СРО, передавать свои функции чиновникам некому.

Показателем достижения целей административной реформы предлагается сделать оценку гражданами деятельности органов исполнительной власти по оказанию госуслуг. На сегодняшний день, по данным фонда «Общественное мнение», только 14% людей, обращающихся в госорганы, смогли получить интересующую их услугу приемлемого качества.

В результате совершенствования системы госуправления МЭРТ рассчитывает к 2008 г. повысить степень удовлетворения россиян доступностью услуг власти до 50, а к 2010 г. — до 70%. Официальную методику исследования оценки качества работы госорганов предполагается уточнить в ближайшее время.

А кроме удовлетворенности граждан деятельностью органов власти важны и объективные показатели жизни людей. Продолжительность и качество жизни населения, рост или сокращение его численности, уровень медицинского обслуживания и т. д. Почему нельзя эти параметры зафиксировать как целевые индикаторы при совершенствовании бюрократической машины?

В Концепции реформирования бюджетного процесса ставится задача направить государственные средства на достижение конкретных результатов. И даже вводится

 понятие публичных обязательств власти перед гражданами, но важнейшие показатели качества жизни россиян тоже не прописаны.

А в результате все может получиться как в одном из выступлений Александра Мишарина, зам. министра транспорта, сказавшего, что его ведомство ставит в качестве одной из своих целей сокращение в два раза численности населения в отдаленных сельских районах, не обеспеченных транспортом...