То ли в отпуске, то ли хворает...

| статьи | печать

В последние дни деловая пресса попугивала своих читателей официальной статистикой за первое полугодие о развитии нашей экономики. Действительно, есть там неприятные моменты. Надо ли по этому поводу уже руки заламывать – еще вопрос. Но ответственным за здоровье экономики товарищам поставить ей градусник, пожалуй, нелишне.

Инфляцией, понятно, никого не запугаешь – и так всех трясет. Она у нас, кстати, к середине июля уже перевалила за 9%. Но вдобавок к этой напасти Росстат обнародовал еще несколько неприятностей. Нет, в целом основные социально-экономические показатели за полугодие у нас неплохие. В частностях, однако, не везде. Журналистов и специалистов расстроили прежде всего данные об инвестициях в основной капитал, о промышленном производстве и вводе жилья. Позиции серьезные, к ним стоит присмотреться.

Действительно, капитальные инвестиции на фоне первой половины прошлого года смотрятся бледно: было 23,7% прироста к январю – июню 2006-го, нынче соответственно 16,9. Июньские данные и того печальнее: 25,9% против нынешних 10,8. Неприятно. Но неожиданно ли это? Сравнивать с прошлым годом – дело неблагодарное, он ведь какой-то безбашенный вышел: цены на нефть рванули до небес, иностранные инвестиции в страну валом валили, потом в мире грянул кризис ликвидности вкупе с резким подорожанием «обеда». А когда прогремело, совсем уж стало ясно, что в этом году таких же темпов роста нам не видать. Кстати, если память не подводит, МЭР на 2007-й и предсказывал прирост капвложений на уровне 17–18%. Между прочим, в предыдущие годы мы радовались и более скромным успехам, а одной из причин прошлогоднего ценового скачка как раз и был чрезмерный приток иностранных денег.

Словом, с виду здесь все по плану. Одно, правда, настораживает – именно июньский показатель. Заторопилась ли экономика в летний отпуск или забюллетенила, однозначно не скажешь. Но что второе вероятно, пожалуй, лучше подсказывают данные по промышленности. А она у нас вчистую смазала II квартал, снижая производство 3 месяца кряду.

Больших претензий к апрелю и маю не предъявишь: по меньшей мере за последние 5 лет они успешностью в промышленности не блистали. Холодным душем стал именно холодный июнь. В предыдущие 4 года промышленность после прозябания в апреле – мае в этом месяце обязательно уходила в рост. Самый низкий показатель июньского прироста имелся в 2006 г. (0,3%), нынче же промпроизводство вообще не выбралось из минуса (98,6% к маю). Хило выглядит и показатель относительно июня 2007-го: прирост – всего 0,9% после 9,6% годом раньше (в 10,7 раза меньше!).

Самое печальное, антизвездой стали перерабатывающие производства, и не только тем, что снизили производство в июне к маю на 0,3%, чего ни разу не было за прошлую шестилетку, но и снижением в мае (на 1,1%), что в последний раз было в 2005-м. А это уже попахивает нехорошей тенденцией и начинает давить на нервы, поскольку именно переработка в последние годы тащила за собой промышленность к высоким показателям и вселяла надежду на технологический рывок. Конечно, тут опять надо вспомнить о высокой базе прошлого года, и в частности июня. Тем не менее…

Строительство жилья, возможно, песня особая. Темпы прироста его ввода по полугодию «свалились» с 34,3% в 2007 г. до 2,9 в этом. Сданные метры (21,7 млн) составили меньше трети от запланированного на текущий год. Фигуранты на данном рынке жалуются, в частности, на дороговизну стройматериалов и вздорожание кредитов. Никто, правда, так толком и не объяснил, какая калькуляция щелкает у них в головах, если цена «квадрата» на выходе в 3–4 раза выше себестоимости. И что за интерес при такой калькуляции ударно наращивать строительство. Хорошо если доступность такого жилья не уперлась в свой потолок. Впрочем, так щелкает не только у строителей.

Что еще любопытно: немало «коробок» предлагается гражданам без подведенного к ним «комфорта» (хотя бы канализацию подвели…). Почему-то это напоминает времена, когда советские строители сверхусилиями выполняли решения партийных съездов. Может, не надо с ними так, раз уж рынок к ним задним местом повернулся.

В общем, все это для некоторых пессимистичных наблюдателей дало повод предрекать скорый экономический кризис. Неприятный холодок на сердце от полугодовых данных, конечно, возникает, но мы своих читателей пугать не будем.

Опять же на днях вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, объясняя ухудшение показателей роста экономики, подчеркнул, что главнейшая проблема у нас сейчас – высокая инфляция. В самом деле, высокий рост цен ужимает не только содержимое кошельков граждан, но и те же инвестиции, а следом и экономический рост. Потому первейшая на сегодня задача – побороть инфляцию.

Вот с ней и борются, прежде всего ограничивая в экономике предложение денег. Центробанк вон скоро каждый месяц, глядишь, начнет ставку рефинансирования поднимать. А это, понятно, дороже кредиты, меньше инвестиций, слабее рост экономики. Словом, июньские потери – естественные жертвы начавшейся антиинфляционной войны.

Ладно, коли так. Остается пожелать, чтобы в этой схватке не вышло: уж мы эту инфляцию так душили-душили, что и экономический рост в могилу свели. Оно нам тоже надо?..