Бизнес-план: «матчасть»

| статьи | печать

В одном из прошлых выпусков «КС» (№ 04 за 2008 г.) мы рассказали об обязательных этапах бизнес-планирования, позволяющих создать качественный бизнес-план, и описали четыре таких этапа. В сегодняшнем выпуске – заключительные шаги, которые потребуют математических расчетов. Итак, вооружаемся калькуляторами.

Как справедливо заметил А. Эйнштейн: «Совершенные средства при неясных целях – характерный признак нашего времени». Эти слова актуальны и поныне. Является ли ваш бизнес-план «совершенным средством»? Насчет целей сомнений нет, поэтому приступаем к следующему шагу – финансовому моделированию.

ШАГ 5          
Финансовая модель

Что такое финансовая модель (ФМ, financial model)? Это правила игры, которые, как правило, завершаются таблицей в Excel с планом доходов и расходов, оценкой инвестиций. Чаще всего ФМ бывает «гибкая», то есть настраивается с помощью различных параметров (управляющих и экзогенных (внешних) переменных). Не удивляйтесь, экзогенными переменными тоже «играют». Например, никто не знает, какой будет инфляция, поэтому меняют ее, и ФМ автоматически пересчитывается. Это мы и называем гибкостью.

Первая (начальная, обобщенная) финансовая модель выполняется без детальных расчетов, поскольку без информации от инвестора и дополнительных усилий менеджмента подробные расчеты невозможны. А эти самые дополнительные усилия менеджмент приложит, только если инвестор даст добро.

Обобщенная модель предназначена для принятия решения: инвестировать или нет? Если принимается положительное решение, данная модель используется для дальнейшей разработки бизнес-плана. В частности, инвестор уточняет специфику бизнеса со своей стороны. Часто его уточнения желательны по следующим направлениям:

  • какие ресурсы выделяет инвестор кроме финансирования;
  • сроки и объемы финансирования;
  • требуемая доходность и другие параметры;
  • требования к бизнес-плану.

Анализ устойчивости плана

Фактически речь идет о точках безубыточности, но не только по выпуску продукции, а по любому другому параметру. Анализ чувствительности традиционно проводится по следующим отдельным параметрам:

  • доходам в целом;
  • доходам от ключевых клиентов;
  • темпам роста доходов;
  • переменным расходам и по ключевым статьям переменных расходов;
  • постоянным расходам и по ключевым статьям переменных расходов;
  • темпам роста расходов;

Возможны и иные варианты.

Интегральная оценка чувствительности

В учебниках я ее не нашел, но вот уже лет 10 активно использую в бизнес-планах. Что это такое? Это процент, точнее, в расчетах – индекс. Он один и тот же для всех доходов и расходов, а также иных ключевых параметров. Расходы увеличиваются на этот индекс, а доходы делятся. В результате получается удобная для ЛПР оценка устойчивости. Она одна, и это приятно директору.

Интерпретация проста: прибыль обнуляется (или NPV = 0, или IRR опускается до минимально приемлемого уровня, что практически одно и то же) при одновременном сокращении доходов и увеличении расходов на Х%. Это легко сделать в Excel методом подбора.

 

СОВЕТ

По опыту скажу, что правильный (то есть уже пессимистический) бизнес-план устойчив, если Х больше 10%. Нормальная устойчивость – от 4 до 10%, а меньше 4% уже опасно и надо переходить к частностям. Где тонко, там и рвется. Например, в одном солидном плане рост расходов на 4% приведет к нулевому результату. Все остальные критерии (NPV, срок окупаемости и прочее) превосходны. Однако принимать такой план нельзя. Рост расходов на 4% весьма вероятен по сравнению с отнюдь не пессимистичными данными плана.

 

ШАГ 6                      
Инвестиционный план

Центральное место занимают задачи календарного планирования – составление и корректировка расписания, в котором работы, выполненные различными организациями, увязываются во времени между собой и с возможностями их обеспечения различными видами ресурсов.

При увязке важно обеспечить соблюдение заданных ограничений (сроки работ, объем ресурсов и др.), а также рациональное распределение ресурсов. В простейшем случае параметры календарного плана включают: даты начала и окончания каждой работы, резерв времени, продолжительность работ, необходимые ресурсы.

Существуют различные способы отображения календарного плана:

  • списки работ с датами, оформленные в табличном виде;
  • линейные диаграммы (или диаграммы Ганта).

 

ШАГ 7                                  
Оценка финансовых результатов

Исходные данные: денежный поток (например, CFt – чистый денежный поток месяца «t»). Он формируется как разница между положительным и отрицательным потоками от основной, инвестиционной и финансовой деятельностей. В «плюсе» – чистая прибыль и амортизационные отчисления, доходы от финансовой деятельности, в «минусе» – инвестиционные расходы и расходы от финансовой деятельности (например, покупка акций).

Основные финансовые показатели проекта:

– Отчет о прибылях и убытках;

– Отчет о движении денежных средств;

– Бухгалтерский баланс;

– Отчет о финансовых результатах.

Отчет о движении денежных средств – ключевой документ проекта. Он показывает, как изменяется количество денег у инвесторов по мере реализации проекта. Например, прибыль замечательная, но на втором году проекта предприятию грозит колоссальный дефицит денег. Поэтому на этот период надо предусмотреть займы. Необходимым условием безбедного существования любого предприятия является наличие ненулевого количества денег на счетах предприятия на протяжении всего проекта.

Показатели эффективности инвестиций

Как убедить кредитора или инвестора вложить деньги в проект? Надо показать, что ему это будет выгодно. Что должно интересовать инвесторов и кредиторов, когда они принимают решение о вложении денег в определенный проект?

Во-первых, как быстро эти деньги вернутся? Поэтому первый показатель, на который потенциальный донор денежных средств обращает внимание, – период окупаемости (DPB). Он показывает время, которое требуется для покрытия начальных инвестиций.

Для расчетов лучше использовать дисконтирование. То есть чтобы рассчитать дисконтированный период окупаемости, чистый денежный поток следует дисконтировать – разделить на величину (1+r)t, где r – ставка дисконтирования.

Investments – начальные инвестиции;

DPB – период окупаемости в месяцах, вычисленный на основе дисконтированного чистого денежного потока;

CFt – чистый денежный поток месяца «t».

Во-вторых, какой доход принесет проект? Абсолютную величину дохода от реализации проекта с учетом ожидаемого изменения стоимости денег обозначает показатель чистого приведенного дохода – NPV (Net present value), который определяется по формуле:

ВАЖНО!

Обязательное условие реализации проекта: чистый приведенный доход должен быть неотрицательным.

В-третьих, инвестору или кредитору хочется сравнить несколько проектов как между собой, так и с другими способами размещения денег. Это не всегда возможно, поскольку проекты различаются по продолжительности, масштабу, рискам. Отдачу на вложенный капитал демонстрирует показатель, называемый внутренней нормой отдачи – IRR (Internal rate of return). Он определяется из соотношения:

ВАЖНО!

Проект считается приемлемым, если рассчитанное значение IRR не ниже требуемой нормы рентабельности.

Для эффективного планирования бизнеса используются программные продукты (например, Project Expert). Эту систему применяют как новички в области бизнес-планирования, так и профессиональные консультанты и аналитики. Для первых это надежный проводник, подсказывающий, какие необходимы данные; производящий расчеты и помогающий анализировать результаты. Для профессионалов данная система позволяет поставить разработку бизнес-планов на поток, сократить время на проведение рутинных расчетов, сосредоточиться на содержательных аспектах моделирования и анализа.

 

ШАГ 8                      
Оценка рисков проекта

Как инженер проводит расчет конструкций проектируемого моста на прочность, так и бизнесмен должен просчитать «прочность» своего предприятия под действием всевозможных «нагрузок». Сделать это он может на основе расчетов чувствительности результатов проекта к всевозможным «возмущениям».

Наиболее распространенный метод, используемый для проведения анализа чувствительности, – имитационное моделирование. В качестве интегральных показателей, характеризующих финансовый результат проекта, используются рассмотренные ранее дисконтированные показатели денежного потока. В процессе анализа чувствительности значение одного из выбранных факторов при фиксированных значениях остальных, как правило, варьируется в определенном диапазоне и определяется зависимость интегральных показателей эффективности от этих изменений.

Факторы, варьируемые в процессе анализа чувствительности, можно разделить на две основные группы: влияющие на объем поступлений и на объем затрат. Обычно в качестве основных варьируемых параметров принимают:

  • физический объем продаж продукции или услуг;
  • цену реализуемой продукции или услуг;
  • величину прямых (переменных) затрат;
  • величину постоянных производственных затрат;
  • сумму инвестиционных затрат;
  • размер и стоимость привлекаемого капитала.

Анализ чувствительности начинают с наиболее значимых факторов. Он включает как количественные методы, так и качественные. Причем в результате проведения качественного анализа могут быть открыты новые точки приложения затрат.

 

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Методы финансового моделирования:

  • прямой расчет доходов и расходов;
  • процентный или гибкий план-бюджет;
  • смешанный вариант.

Методы учета рисков в финансовых моделях:

  • прямой счет;
  • обобщенный учет рисков через ставку дисконтирования.

Оценка вероятностей:

  • статистика;
  • экспертные оценки.

 

КСТАТИ

Финансовое моделирование — это практически денежные потоки инвестиционного проекта. Но как же эти денежные потоки плохо прописаны в обычных проектах!

 

ПРИМЕР АНАЛИЗА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

«Если ценовая конкуренция в высококачественных сортах вина станет нам не по зубам, что нам мешает перейти на более дешевые сорта? Тогда «запас по цене» у нас будет значительным, а дешевое сырье из Молдавии всегда доступно!»

Итак, пусть пиво продается на 20% дешевле. При этом стоимость сырья будет на 30% ниже. Что получается? Программа Project Expert выдала новый график движения наличных денег. Он не хуже основного. Теперь у нас есть запасной вариант на случай изменения конъюнктуры рынка. А показатели эффективности проекта в этом случае даже лучше, чем в основном варианте.

Вместе с тем снижение цен на вино всего лишь на 11% сводило доход проекта к нулю. К тому же результату приводило повышение цен поставщиков на приобретаемое сырье и материалы на 18%. Выходит, проект оказался довольно рискованным.