Десять лет спустя...

| статьи | печать

Россияне отлично помнят августовский дефолт 1998 г. и до сих пор опасаются его возможного повторения. При этом большинство сограждан считают, что кризис, юбилей которого мы отмечаем на днях, еще до конца не преодолен.

Большинство соотечественников (68%) считают, что Россия пока еще не вышла из кризиса 1998 г. Об этом свидетельствуют данные последнего по времени соцопроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Тем не менее, по данным социологов, число тех, кто считает, что страна уже преодолела последствия дефолта, выросло с 2001 г. более чем в 2 раза (до 28%).

В то же время количество россиян, которые опасаются повторения дефолта, за последний год несколько возросло. Если в 2007 г. респонденты склонялись к мнению, что повторения финансового кризиса в ближайший год не будет (46% против 33), то в 2008 г. стало больше тех, кто полагает, что это возможно (42% против 38). Более всего опасаются повторения дефолта граждане с низкими доходами.

До сих пор хорошо помнятся тяжелые последствия дефолта августа 1998 г.: 60% опрошенных отмечают, что этот кризис ухудшил материальное положение их семьи, 22 – указывают, что дефолт никак не повлиял на их материальный статус, и лишь 3% заявили о том, что кризис улучшил их материальное положение.

Большинство россиян (57%) по-прежнему считают, что ответственность за дефолт 1998 г. несет государственная власть во главе с президентом Б. Ельциным. На 2-м месте в рейтинге виновников кризиса находится правительство С. Кириенко (21%), на 3-м – демократы-реформаторы во главе с А. Чубайсом (14%). Реже звучат обвинения в адрес олигархов во главе с Б. Березовским (всего 9%, при том что в 2004–2007 гг. о них вспоминали больше – 14-17% соответственно), в адрес Международного валютного фонда и иностранных кредиторов (6%) и коммунистов (2%).

Весь кошмар дефолта 1998 г., согласно опросу, заключался в том, что россияне тогда не знали, что делать в условиях кризиса. Почти половина опрошенных граждан – 46% – в связи с дефолтом ничего особенного не предпринимала. Хотя на материальное положение большинства респондентов дефолт оказал негативное воздействие, однако только четвертая часть опрошенных предпринимала какие-то активные шаги, чтобы преодолеть последствия кризиса.