Чтоб бюджет был сыт и предприятия целы

Для принятия Концепции-2020 необходим компромиссный вариант снижения налоговой нагрузки
| статьи | печать

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, представленная МЭР на днях, существенно отличается от предыдущего варианта: изменились некоторые целевые установки и показатели, а также структура самого документа. Эксперты «ЭЖ» сравнили новый проект документа с прежним текстом Концепции-2020. 

КОНЦЕПЦИЯ-2020

КОММЕНТАРИЙ

«ЭЖ»

ПРОШЛОГОДНИЙ ВАРИАНТ

НОВЫЙ ВАРИАНТ

СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики и выход на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи, характеризуемой производством валового внутреннего продукта.

СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015—2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности).

В новом проекте Концепции подчеркивается ОРИЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ страны на потребности человека, для которого создается привлекательный образ жизни. Безопасность государства сочетается с реализацией конституционных прав граждан. Вместе с тем авторы документа в новом варианте уточняют, что показатель ВВП, по объему которого Россия должна войти в пятерку лидеров, рассчитывается по паритету покупательной способности, что делает эту цель более реальной для достижения.

ВЫХОД РОССИИ НА СТАНДАРТЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ, соответствующие развитым странам мира (в том числе среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности – 30 тыс. долл. в 2020 г. и 40—50 тыс. долл. в 2030 г.).

ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ЖИЗНИ, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, увеличится с 13,9 тыс. долл. в 2007 г. до более чем 30 тыс. долл. в 2020 г. и около 50 тыс. долл. в 2030 г.

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ повысился до «более чем». Этому явно способствовали высокие темпы роста ВВП по итогам 2007 г. (8,1%), значительно – на 2 с лишним процентных пункта – превысившие ранее прогнозируемый МЭР уровень (6%). Кроме того, в данном случае эксперты МЭР идут в ногу с серьезными амбициями, которые становятся нормой в стиле руководства страны.

СИСТЕМНОЕ РЕШЕНИЕ отмеченных перспективных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Это позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста.

Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих параметрам развития ведущих стран мира:

– диверсификация экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности;

– высокая инновационная активность корпораций, связанная с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса;

– создание условий для эффективного использования квалифицированного труда;

– наличие эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры.

СИСТЕМНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и высокой мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Это позволит России выдержать конкуренцию как с дешевой рабочей силой экономик Китая и Индии, так и с высококачественной и инновационной продукцией развитых стран Европы, США и Азии.

ДОСТИЖЕНИЕ ОСНОВНОГО ЦЕЛЕВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ должно происходить за счет перехода экономики не просто на инновационный, а на инновационный социально-ориентированный тип роста. Как и предполагали эксперты нашего еженедельника (см. «ЭЖ» № 8, с. 4) приход нового Президента страны усилил социальную ориентацию в долгосрочной политике государства, включая ее экономическую составляющую.

В новом проекте Концепции-2020 появился отдельный раздел «Развитие человеческого капитала» (в прошлом документе этой теме был посвящен один из параграфов).

Человеческий фактор рассматривается в новом варианте стратегического документа как основная движущая сила развития экономики инновационного типа (в предыдущем варианте документа на первое место ставились диверсификация экономики, инновационная активность компаний). Интересно отметить, что в разделе «Развитие человеческого капитала» есть параграф, посвященный развитию культуры (ранее ей отводилось место на третьем уровне структуры документа).

Переход к новому типу развития экономики обусловливает повышение профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития.

 

РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ за счет государственных и частных источников – не менее 5—6% ВВП (2006 г. – 4,6%), на здравоохранение – 6—6,5% (2006 г. – 3,9%).

 

РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ за счет государственных и частных источников – 6—7% ВВП в 2020 г. (2007 г. – 4,8%), на здравоохранение – 6,7—7% ВВП в 2020 г. (2007 г. – 4,2 %), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала.

НОВОГО КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Концепция- 2020 предполагает достигнуть за счет дополнительного наращивания госрасходов в области образования и здравоохранения. Новый вариант Концепции-2020 предусматривает значительное (на 1% ВВП) увеличение затрат на образование и здравоохранение (на 0,5% ВВП) по сравнению с прошлым проектом.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий. Россия должна занимать значимое, не менее 10%, место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 4—6 и более позициям.

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создает конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 г. Россия может занять значимое место (5—10 %) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5—7 и более секторах.

МЭР СЛЕГКА ОТКОРРЕКТИРОВАЛ ДОЛЮ РОССИИ на мировом рынке высокотехнологичной продукции. Следует заметить, что этот показатель относится к числу наиболее трудно достижимых, поскольку и другие страны ближайшие 12 лет не будут стоять на месте. В то же время немного увеличилось количество рынков высокотехнологичных товаров, в которых наша страна может добиться успеха. Но и «смягчен» целевой показатель доли России на этих рынках.

В ДОЛГОСРОЧНОМ ПРОГНОЗЕ не учитывалось изменение ставок действующих налогов и сборов за исключением:

– индексации специфических ставок акцизов;

– индексации ставки НДПИ на газ темпами, превышающими номинальный рост ВВП.

 

Предполагается рост поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за счет развития секторов с высокой добавленной стоимостью, снижения доли экспорта в ВВП и повышения качества администрирования доходов.

ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ совершенствования налоговой политики должно стать усиление стимулирующего влияния налоговой системы на рост экономики и развитие инновационной активности.

Снижение налоговой нагрузки на экономику для дополнительного стимулирования экономического роста может быть достигнуто с помощью снижения ставки налога на добавленную стоимость. Рассматривается два варианта:

– введение единой ставки НДС в размере 12%;

– снижение ставки НДС до 14% с сохранением льготной ставки 10% по отдельным группам товаров.

ПРЕЖНИЙ ВАРИАНТ КОНЦЕПЦИИ-2020 не только не предусматривал снижения НДС, который в основном и тормозит развитие обрабатывающих отраслей, но и предполагал увеличение поступлений в бюджетную систему за счет этого налога.

Позиция МЭР кардинально поменялась в начале нынешнего года, когда в плане работы министерства появился пункт, предполагающий снижение НДС до 12%. Тогда же началась активная дискуссия с Минфином, который выступает за сохранение ставки налога, опасаясь за доходную часть бюджета, которая может пострадать из-за выпадающих сумм.

ДОЛЯ РАСХОДОВ на общегосударственные вопросы в ВВП будет иметь тенденцию к снижению, что обусловлено следующими основными факторами: доля расходов на оплату труда государственных служащих в ВВП будет снижаться; расходы на содержание бюджетных учреждений (без учета расходов на оплату труда) будут снижаться.

Доля расходов бюджетной системы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность в ВВП будет снижаться.

РОСТ РАСХОДОВ бюджетной системы будет сдерживаться за счет снижения других видов расходов в процентах к ВВП, в том числе:

– доля расходов на содержание государственных учреждений будет снижаться в первую очередь вследствие проводимых мероприятий административной реформы;

– расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности в процентах ВВП будут снижаться умеренными темпами.

САМА ИДЕЯ – сократить расходы на государственное управление и затраты на оборонительный комплекс – совершенно правильная. Однако практика последних лет показывает диаметрально противоположную картину. Расходы на чиновничий аппарат и военные цели увеличивались темпами, значительно превышающими другие статьи бюджета. Поэтому шансы на их сокращение в ближайшие 12 лет невелики.

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Очевидно, что в ближайшее время МЭР и Минфину предстоит найти компромиссный вариант важнейших показателей бюджетной системы, который даст возможность сохранить стабильность макроэкономических показателей при определенном снижении налоговой нагрузки. Тем более что одно из направлений сокращения бюджетных расходов, предложенных Минэкономразвития, в свете последних военно-политических событий представляется маловероятным.

Скорее всего будет предложен «усеченный» вариант снижения налоговой нагрузки, например, снижение НДС до 16% с одновременными мерами, направленными на совершенствование налогового администрирования. Во всяком случае ждать решения остается совсем недолго: заседание Правительства, на котором будут обсуждаться прогнозные документы, должно состояться 22 сентября.