Путь причала

От госуправления к предпринимательству
| статьи | печать

До конца 2008 года намечается принять решение об акционировании ФГУП «Росморпорт». Все 100% акций нового ОАО также будут принадлежать государству, во всяком случае на первом этапе. Однако права и возможности этой структуры значительно расширятся.

Привлекательные активы

Как сообщил корреспонденту «ЭЖ» главный инженер, заместитель генерального директора государственного предприятия Вадим Антипов, «вопрос об акционировании «Росморпорта» 3 года назад поднимал бывший глава Минэкономразвития Герман Греф, но тогда дело до реализации проекта не дошло. Сейчас вновь в правительственных кругах берет верх идея акционирования ФГУП».

«Росморпорт» является титульным владельцем 518 причалов в 44 морских портах России и 220 судов различного назначения.

Предприятие имеет 19 филиалов во всех морских бассейнах на территории 14 субъектов Российской Федерации, в которых трудятся более 4,5 тыс. специалистов. Деятельность филиалов включает в себя оказание услуг, связанных с обеспечением безопасности мореплавания, а также эксплуатацию, ремонт, реконструкцию и строительство новых гидротехнических сооружений и других объектов прибрежно-портовой инфраструктуры. За счет средств федерального бюджета и доходов самого предприятия ведется строительство новых причалов, гидротехнических сооружений, транспортных развязок практически во всех морских портах, и все эти объекты при акционировании войдут в уставный капитал компании.

Сегодня активы «Росморпорта» оцениваются в 32 млрд руб. Еще 3 года назад они составляли 19 млрд руб. По итогам 2007 г. доходы по основным видам деятельности составили более 7,8 млрд руб.

Плюс авторитет

В последнее время на различных совещаниях федеральных органов власти в СМИ активно обсуждались проблемы, связанные с заключением долгосрочных договоров аренды причалов и других гидротехнических сооружений между государственными структурами в лице Росимущества и ФГУП «Росморпорт» и стивидорными компаниями, обеспечивающими погрузочно-разгрузочные операции в морских портах.

Между тем до недавнего времени только стивидорные компании, работающие в Новороссийском порту, имели долгосрочные договоры аренды сроком на 49 лет. Большинство стивидорных компаний работали по договорам, заключенным на 11 месяцев.

Теперь ситуация благополучно разрешилась, и произошло это в значительной степени благодаря активным действиям ФГУП «Росморпорт».

Генеральный директор предприятия Юрий Парфенов напомнил, что ранее не подлежащие приватизации портовые объекты недвижимости, в том числе гидротехнические сооружения, находились в оперативном управлении морских администраций портов и передавались в аренду собственником имущества, интересы которого представляли территориальные подразделения Росимущества, по цене, как правило, рассчитанной по балансовой или остаточной стоимости этих объектов. «Росморпорт» же при подготовке новых договоров аренды использует порядок расчета ставок арендной платы, основанный на определении независимым оценщиком рыночной стоимости имущественных прав пользования объектами федеральной собственности.

Предприятие, по словам гендиректора, потратило немало времени и средств для приведения арендных отношений в соответствие с действующим законодательством. При этом на некоторые объекты оно просто не могло скомплектовать необходимый для регистрации пакет документов. Это происходило потому, что стивидорные компании в период первой российской приватизации оформили права на свои объекты, а также занимаемые ими земельные участки таким образом, что в их границах оказались земельные участки, на которых расположены не подлежащие приватизации объекты гидротехники.

Теперь все эти проблемы решены, хотя, по мнению Ю.Парфенова, возникают новые вопросы в связи с проектами создания в портах особых экономических зон.

Может стать резидентом

В Росморречфлоте прежде всего указывают на несоответствие ряда положений Закона о морских портах и Закона об особых экономических зонах. Так, практически все виды деятельности, которые вправе осуществлять резиденты ОЭЗ, являются уставными видами деятельности ФГУП «Росморпорт». В то же время Закон запрещает государственным предприятиям быть резидентами и проводить предпринимательский бизнес. К тому же государственное или муниципальное предприятие как арендатор земельного участка в порту не вправе сдавать землю в субаренду.

Как отметил в беседе с корреспондентом «ЭЖ» заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Кирилл Янков, статус акционерного общества значительно расширит сферу деятельности «Росморпорта» в секторе портового бизнеса. «Возможно даже, что государственная компания с ее большими деньгами примет участие в конкурсах на право быть резидентом особой экономической зоны в одном из морских портов, который получит официальный статус ОЭЗ», — считает федеральный чиновник.