Факты («Бухгалтерское приложение», № 07, 2006 г.)

| статьи | печать

Чиновники из Министерства финансов РФ в Письме от 13.01.2006 № 03-06-03-05/07 рассказали о новых правилах возврата неправильно перечисленных государственных пошлин.

Законом от 31.12.2005 № 201-ФЗ в процедуру возврата пошлин внесены некоторые изменения. В Письме минфиновцы обратили внимание на то, что заявление с просьбой о возврате пошлины теперь нужно подавать не в свою налоговую, а в ведомство, занимающееся юридически значимыми действиями, за которые уплачена пошлина.

Для полного возврата пошлины к заявлению нужно прикладывать подлинники платежных документов, а для частичного можно обойтись копиями.

Подавать заявление плательщикам разрешено в течение трех лет после платежа. А деньги из средств бюджета, в который произошла переплата, им вернут в течение месяца со дня подачи заявления.

Действовать эти правила начали с 01.02.2006.

 

Не разделяйте книги покупок

Минфин РФ в Письме от 18.01.2006 № 03-04-09/2 заявил, что двух книг покупок отдельно по экспорту и по внутренней реализации товаров быть не должно.

Чиновники сослались на текст Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. О возможности ведения двух таких книг покупок в этом документе не сказано.

Минфиновцы считают, что экспортные счета-фактуры на товары, облагаемые НДС по ставке 0% , нужно регистрировать в Книге покупок в том налоговом периоде, за который представляется декларация по «нулевому» НДС.

 

Отсутствие печати на выписке вычету НДС не мешает

Арбитры ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 13.01.2006 № А56-9914/2005 подтвердили, что представление в инспекцию всех документов, предусмотренных п. 1 ст. 165 НК РФ, подтверждающих право на применение «нулевого» НДС и фактическое поступление выручки от иностранного покупателя на расчетный счет организации, является достаточным основанием для возмещения НДС. И не важно, есть ли на банковских выписках печать кредитной организации – в п. 2.1 разд. 2 ч. 3 Положения Центробанка от 05.12.2002 № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» не сказано о необходимости штампа на выписках. Главное, чтобы там была вся необходимая информация об отправителе переводов, получателе и ссылка на контракт, по которому осуществляется платеж.

 

«Перестройка» в ФНС

В Федеральной налоговой службе наметились значительные перемены. Вероятно, уже в скором времени произойдет новый передел сферы влияния между ФНС и Министерством финансов. Все методологические функции планируется передать в ведение Минфина. Чиновники из этого ведомства будут выпускать инструкции для налогоплательщиков, отвечать на их запросы и организовывать работу собственных сотрудников. А ФНС будет специализироваться на контрольных мероприятиях.

Два не сильно загруженных работой структурных подразделения ФНС – управления налогообложения малого бизнеса и кредитных организаций – будут расформированы. Их функции разделят между собой управления государственной регистрации юридических и физических лиц, налогового контроля, налогообложения прибыли (дохода) и управление косвенных налогов.

Также будет создано одно новое подразделение. Его сотрудники должны будут искать «врагов» в собственных рядах – бороться с коррупцией в налоговых органах.

 

ЗАО и ОАО выходят из моды

Возможно, скоро деление акционерных обществ на открытые и закрытые будет отменено. Министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил об этом на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ.

Он привел данные о том, что из числящихся на российском рынке 40 000 акционерных обществ публично работают лишь около 200. Именно по критерию открытости МЭРТ предлагает в будущем дифференцировать акционерные общества. Такие поправки в Закон об акционерных обществах Минэкономразвития планирует вынести на рассмотрение депутатов Госдумы.

 

ВАС рассказал о ликвидации

Президиум ВАС РФ выпустил Информационное письмо от 17.01.2006 № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (полный текст читайте в «ЭЖ Досье» № 8, с. 9). В этом документе арбитры выделили те моменты в законах о госрегистрации и о банкротстве, на которые стоит обращать внимание при ликвидации фирм.

Необходимо отслеживать движение средств абсолютно по всем банковским счетам ликвидируемой организации. Для признания фирмы недействующей в течение года операции не должны производиться ни по одному из ее счетов.

При принятии от налоговиков заявления о ликвидации фирмы арбитры должны отследить, не закрыта ли организация по решению регистрирующего органа. Не проверяется эта информация, только если сами налоговики представят доказательства невозможности такого закрытия.

Заявление о принудительной ликвидации или признании фирмы банкротом возвращается заявителю, если это дело неподсудно данному арбитражному суду. Исключение составляют случаи, когда выясняется, что заявление подано в неустановленные сроки или признано недействительным в судебном порядке. Тогда производство по делу просто прекращается.

 

Фирмам простят ошибки Минфина

Чиновники из подкомитета по налоговому законодательству Госдумы разработали и уже вынесли на обсуждение депутатов проект поправок в Налоговый кодекс. В этом документе они предусмотрели освобождение организаций от пеней, в случае если неустойки начислены из-за ошибочных разъяснений Министерства финансов.

Правда, такие поблажки будут предоставлены только тем фирмам, которым навредят личные разъяснения Минфина, написанные конкретно по их запросу. Следование публичным разъяснениям финансистов, содержащим ошибки, права на освобождение от пеней давать не будет.

Разъяснения, полученные от налоговиков, в этих поправках вообще не рассматриваются. За их ошибки предприятия будут отвечать по полной программе.