Пионерские задачи

Заготовители лома черных металлов должны сами себя мотивировать продавать его в пределах России
| статьи | печать

Впервые за время своего существования Комиссия РСПП по металлургическому и горнорудному комплексу собрала на одном заседании столь полное собрание металлургов и предприятий вторчермета. Премьер В. Путин заставил сталелитейщиков и заготовителей лома искать совместное решение, как ограничить вывоз металлолома из России.

Наряду с «Мечелом» экспортеры лома были названы на июльском совещании по металлургии в Нижнем Новгороде виновниками дороговизны металла. Тогда в протокол совещания было включено поручение соответствующим ведомствам до 1 декабря разработать меры, позволяющие оставить российский лом отечественным металлургам, которые опасаются дефицита, связанного с ростом потребления и снижением запасов вторичного сырья.

Несмотря на разгар отпускного сезона и сопровождающую его жару, явка на заседание Комиссии РСПП 19 августа была почти стопроцентной. Прибыли представители всех крупнейших металлургических холдингов, заготовительных компаний, а также отраслевых союзов и объединений. Их позицию готовы были выслушать заместитель директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Виктор Калмыков и директор Департамента базовых отраслей промышленности Минпромторга Виктор Семенов.

Еще в кулуарах Нижегородского совещания некоторые стальные магнаты выразили пожелание скупить весь металлолом на корню: производство стали из него в 3 раза менее трудоемко, чем из железной руды. Поэтому значительный объем металлофонда и относительная доступность лома считается существенным конкурентным преимуществом российских металлургических компаний.

Но у заготовителей другие интересы: цены на лом черных металлов на мировом рынке с начала года выросли практически в 2 раза (в среднем до 700 долл. за тонну на условиях FOB, в зависимости от места сбыта). Сырье и полуфабрикаты (руда, лом, кокс, чугун, слитки, заготовки, слябы) – 60% нашего экспорта продукции черной металлургии и смежных отраслей. Отчасти это связано и с тем, что действующее соглашение с ЕС по торговле некоторыми видами изделий из стали в обмен на квоты на ввоз на европейский рынок продукции высокого передела обязует Россию не препятствовать экспорту и сырья (в том числе лома). Максимально допустимый уровень вывозных пошлин на наш лом по этому соглашению – 15%. А возможность получить возмещение НДС в размере 18% делает его экспорт особенно привлекательным.

Тем не менее с подачи некоего заинтересованного лица в протокол совещания было включено предложение повысить экспортные пошлины до заградительного уровня. Ну а то, что это грозит «распечатыванием» достигнутых пакетных соглашений по вступлению в ВТО, – не важно. Мы якобы пока не вступили – значит, и исполнять их не обязаны.

Введение такой пошлины – дело пока не решенное. Скорее оно призвано добавить перца в дискуссию и заставить отрасль выработать единую позицию, что не удается уже более 10 лет. В. Семенов, отправляясь с заседания Комиссии РСПП на запланированные вечером того же дня переговоры с европейскими контрагентами, напрямую спросил участников, стоит ли ему отстаивать и обосновывать необходимость введения таможенных барьеров на пути экспорта лома или можно «отыграть назад», сказав, что погорячились?

В ответ поступило несколько предложений. От металлургов: вместо пошлин ввести технические препятствия в виде таможенных переходов с ограниченной пропускной способностью и технические требования к пересекающим границу грузам или ввести пошлину только на экспорт в Турцию (крупнейший импортер нашего лома), Китай и Корею, с которыми у нас нет соглашений.

От заготовителей: отменить НДС на оборот черных металлов, как это уже сделано в отношении цветных. Тогда экспорт станет менее привлекательным, а из «сумрака» выйдут физические лица, собирающие до 70% металлолома и сдающие его «серым» первичным заготовителям, которые передают его переработчикам уже с НДС. В результате отрасль станет более прозрачной.

Кроме того, поступило предложение государству вплотную заняться развитием ломозаготовительной отрасли и создать для этого специальный орган.

Решительно вернув ответственность за развитие отрасли обратно в зал – участникам заседания, В. Семенов выразил сомнение в том, что европейские коллеги не разгадают хитрых маневров на границе и не идентифицируют их как ограничение экспорта. На прощание он предложил присутствующим поделиться с министерством экономическими расчетами эффективности как введения заградительных пошлин, так и отмены НДС, пообещав, что тогда меры по ограничению экспорта будут приниматься не волюнтаристски, а обоснованно.

Результатом заседания стало решение до 1 сентября собрать предложения и к середине месяца попытаться интегрировать их в общую позицию, которую и представить на рассмотрение Бюро Правления РСПП. До 1 октября РСПП обязалось представить в МЭР и Минпромторговли РФ готовые предложения.

Получится ли это? «ЭЖ» продолжит следить за развитием событий.