Эмитенты освободились от навязанных специалистов ФСФР

Обязанность привлекать аттестованных специалистов для ведения реестра АО признана незаконной
| статьи | печать
Эмитенты освободились от навязанных специалистов ФСФР

Введенное ФСФР в феврале этого года правило, возлагающее на эмитентов дополнительную обязанность привлекать в свой штат аттестованного специалиста ФСФР для ведения реестра акционеров, встретило сопротивление. С регулятором рынка ценных бумаг не согласились в первую очередь акционерные общества, для которых принудительное трудоустройство лица, имеющего квалификационный аттестат ФСФР, могло значительно ударить по карману. Борьба завершилась 22 июля 2008 года в пользу эмитентов.

Пик негодования эмитентов, на которых п. 2.2 Приказа ФСФР от 27.12.2007 № 07-113/пз-н «О требованиях к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг» (далее – Приказ ФСФР) возложена обязанность, влекущая дополнительные финансовые расходы, пришелся на конец февраля этого года.

Несмотря на то что Приказ вышел из-под пера ФСФР в конце 2007 г. в качестве новогоднего подарка, оставалась надежда, что он не пройдет регистрацию в Минюсте России. Надежды не оправдались. Минюст России, приступив к своим обязанностям после новогодних каникул, не нашел в нем ничего противозаконного и зарегистрировал его. А 24 февраля 2008 г. Приказ ФСФР вступил в силу.

Это означало, что эмитенты, которым предоставлено право самостоятельно вести реестр акционеров, до 27 августа 2008 г. обязаны раскошелиться, заключив трудовой договор с обученным в ФСФР специалистом или, обратившись в специализированную компанию, имеющую лицензию ФСФР на право ведения реестра акционеров (далее – профучастники рынка ценных бумаг), заключив с последними договор на ведение реестра. А до 27 октября 2008 г. эмитенты должны подать в ФСФР документы, подтверждающие выполнение дополнительной обязанности.

Больнее всего Приказ ФСФР ударил по малым и средним предприятиям, уцелевшим от проводимой политики приватизации 90-х гг. Ими стали участники реальной производственно-хозяйственной жизни: заводы, фабрики и т.п., расположенные вдалеке от административных центров и приобретшие в результате приватизации организационно-правовую форму АО. Они продолжают выживать в новых условиях рыночной экономики, многие из них окупают лишь собственные зарплаты. Порой иных источников дохода и форм занятости населения, проживающего в глубинках, нет, эти предприятия имеют огромную социальную значимость. В таких АО, рожденных в силу необходимости, число акционеров не превышает 50, что позволяет вести реестр самостоятельно, взвалив обязанности по его ведению, как правило, на плечи работника бухгалтерии.

Один из представителей противников новеллы обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительной нормы, возлагающей на эмитента дополнительные расходы.

16 мая 2008 г. Верховный Суд РФ своим Решением № ГКПИ08-1154 признал п. 2.2 Приказа ФСФР недействующим. Регулятор рынка ценных бумаг, поддерживаемый Минюстом России, решил продолжить противостояние и подал кассационную жалобу на принятое решение.

22 июля этого года Фемида встала на защиту эмитентов. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ Определением № КАС08-379 подтвердила правильность вывода предыдущей инстанции, оставив ее решение без изменения.

Суд пришел к выводу, что ФСФР незаконно распространила лицензионные условия профучастников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра акционеров, на самих эмитентов в случаях, когда имеются правовые основания не передавать реестр в руки профучастников. Суд придерживался следующей логики рассуждений.

В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» держателем реестра может быть сам эмитент или профучастник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. При этом законодатель установил общее правило, в соответствии с которым эмитент самостоятельно ведет реестр акционеров, не прибегая к услугам профучастников рынка ценных бумаг. Вместе с тем имеются исключения из этого правила, установленные двумя федеральными законами:

  • если число владельцев ценных бумаг акционерного общества превышает 500, то держателем реестра должен быть профучастник рынка ценных бумаг (п. 3 ст. 44 Закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
  • если число акционеров АО превышает 50, то держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор – профучастник рынка ценных бумаг (абз. 2 п. 3 ст. 44 Закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Причем профучастник обязан иметь соответствующую лицензию, выдаваемую ФСФР. Одним из лицензионных условий получения которой является наличие в штате кандидата на получение лицензии не менее 1 работника, имеющего квалификационный аттестат специалиста финансового рынка третьего типа (по ведению реестра владельцев ценных бумаг).

Суд пришел к выводу о том, что случаи, когда эмитент не может самостоятельно осуществлять деятельность по ведению реестра и в обязательном порядке должен поручить ее профучастнику, носят исключительный характер и специально оговорены в Законе.

В результате суд признал неправомерным возложение на эмитента дополнительной обязанности иметь в штате не менее 1 работника, имеющего квалификационный аттестат специалиста ФСФР на ведение реестра владельцев ценных бумаг. Тем самым ФСФР распространила квалификационное требование, применяемое к профучастникам, на эмитентов, ведущих самостоятельно реестр владельцев именных ценных бумаг. В законах же такого условия для осуществления эмитентами деятельности по ведению реестра не имеется.

Таким образом, судьба нормы, обязывающей привлекать в штат аттестованных специалистов ФСФР или заключать договор с профучастниками рынка ценных бумаг, решена. Она не подлежит применению. Представители малого и среднего бизнеса могут вздохнуть и спокойно продолжить ведение реестра акционеров самостоятельно, если в отношении их применяется общее правило ведения реестра.

 

К СВЕДЕНИЮ

АО в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами РФ с момента его государственной регистрации, Держателем реестра акционеров может быть это общество или регистратор. В обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра должен быть регистратор.