Письмо Минфина России от 5 августа 2008 г. № 03-04-06-02/89

| статьи | печать

Об исчислении единого социального налога. 

 

1. Облагаются ли ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование вознаграждения, выплачиваемые членам совета директоров и членам ревизионной комиссии ОАО? 2. Следует ли облагать ЕСН суммы доплат работникам за выполнение дополнительных обязанностей по выдаче талонов на бесплатное молоко, предусмотренных Положением об оплате и нормировании труда работников ОАО? 3. Облагаются ли ЕСН суммы доплат несовершеннолетним работникам до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы, если вышеназванная доплата предусмотрена Положением об оплате и нормировании труда работников ОАО?

4. С какого момента не подлежат налогообложению ЕСН выплаты иностранным работникам по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленное подразделение, расположенное за пределами территории РФ, учитывая изменения, внесенные в п. 1 ст. 236 НК РФ Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ?

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам исчисления и уплаты единого социального налога и в соответствии со

ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

1. В соответствии с п. 2 ст. 64 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее —Закон) по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Размеры таких вознаграждений устанавливаются решением общего собрания акционеров.

Согласно ст. 85 указанного Закона для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия общества. По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсации устанавливаются решением общего собрания акционеров.

В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона к компетенции общего собрания акционеров относится распределение прибыли, то есть чистой прибыли акционерного общества, остающейся после уплаты налога на прибыль, включая возможность направления части нераспределенной прибыли общества на выплату вознаграждений членам советов директоров.

Вследствие этого акционерное общество не может гарантировать в обязательном порядке выплату вознаграждений членам совета директоров общества и членам ревизионной комиссии.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 «Единый социальный налог» Кодекса.

В связи с вышеизложенным, учитывая, что взаимоотношения между членами совета директоров и организацией (обществом) строятся не на основании вышеупомянутых договоров, вознаграждения, выплачиваемые членам совета директоров и членам ревизионной комиссии, на основании положений п. 1 ст. 236 Кодекса и п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не являются объектом налогообложения единым социальным налогом и объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Вместе с тем сообщаем, что по данному вопросу существует иная позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Информационном письме от 14.03.2006 № 106.

2. Суммы доплат работникам за выполнение дополнительных обязанностей по выдаче талонов на бесплатное молоко, предусмотренных Положением об оплате и нормировании труда работников ОАО, подлежат обложению единым социальным налогом на основании п. 1 ст. 236 Кодекса с учетом положения п. 3 ст. 236 Кодекса, которым предусмотрено, что указанные в п. 1 данной статьи выплаты и вознаграждения не являются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

3. В соответствии со ст. 271 Трудового кодекса Российской Федерации при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Из письма следует, что вышеназванная доплата работникам в возрасте до восемнадцати лет предусмотрена Положением об оплате и нормировании труда работников ОАО, следовательно, сумма доплаты подлежит обложению единым социальным налогом на основании п. 1

ст. 236 Кодекса с учетом положения п. 3 ст. 236 Кодекса.

4. В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 216-ФЗ) не признаются объектом налогообложения для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в частности, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Российской Федерации.

Закон № 216-ФЗ вступил в силу с 1 января 2008 г.

При этом согласно п. 5 ст. 4 Закона № 216-ФЗ положения п. 1 ст. 236 Кодекса (в ред. данного Закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Таким образом, только после вступления вышеназванного Закона в силу, то есть в 2008 г., следует сделать перерасчет единого социального налога, который уплачивался в 2007 г. с выплат иностранным работникам по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Российской Федерации, независимо от даты заключения таких договоров.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГОВОЙ

И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ С. РАЗГУЛИН