Какие документы вправе требовать инспекция у проверяемого налогоплательщика?

| статьи | печать

В ходе проведения выездной проверки налоговые органы обычно запрашивают большой объем документов. Очень часто среди них встречаются договоры, приказы и т.д., то есть такие документы, формы которых не установлены государственными органами и органами местного самоуправления и которые не служат основанием для исчисления и уплаты налогов. Финансисты разъяснили, вправе ли налоговый орган в случае непредставления указанных документов применить положения п. 1 ст. 126 НК РФ, а также должна ли инспекция учитывать отсутствие у налогоплательщика возможности представить требуемые документы в установленный срок (Письмо Минфина России от 05.08.2008 № 03-02-07/1-336).

Пунктом 1 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и других сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Минфин в своем Письме указал, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика не только документы по формам, утвержденным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, но и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Данное право установлено подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ.

В ст. 93 НК РФ, регулирующей порядок истребования документов у налогоплательщика при проведении налоговой проверки, состав документов, которые вправе истребовать налоговые органы, не конкретизирован. Исходя из этого Минфин России сделал вывод, что налоговый орган в ходе проведения проверки вправе требовать любые документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, в том числе договоры, приказы и т.д.

Продолжая рассуждения, Минфин отметил, что НК РФ не предусматривает оснований для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения. Учитывая это, при непредставлении в указанный срок требуемых документов налоговый орган вправе применить к налогоплательщику положения п. 1 ст. 126 НК РФ.

Если налогоплательщик не может представить необходимые документы в установленный законом срок, он должен письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым требуемые документы не могут быть представлены, в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов.

При продлении срока представления документов руководитель налогового органа учитывает указанные налогоплательщиком причины, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, объем истребуемых документов, наличие факта частичного представления документов в рамках данного истребования, сроки, в которые проверяемое лицо по его уведомлению может представить истребуемые документы.

Таким образом, по мнению Минфина России, налоговые органы вправе самостоятельно определить, на сколько можно продлить срок представления документов.