Помогут, но не всем

Судьба небольших банков сегодня несильно волнует руководство Банка России
| статьи | печать

Центробанк готов поддерживать российские банки в самые сложные для рынка времена. При этом проблемы с ликвидностью могут скоро возникнуть у некоторых небольших региональных банков.

Проблемы ресурсной базы

Тревожные события на мировых финансовых рынках, несомненно, оказали негативное влияние на развитие российской банковской системы. Тем не менее сохраняющиеся в нашей стране благоприятные макроэкономические условия обеспечили довольно приличные темпы роста банковского сектора, который по динамике развития на сегодняшний день опережает практически все отрасли нашей экономики в целом. Только за последние 5 лет совокупные активы коммерческих банков выросли более чем в 5 раз — с 4 трлн до 22,5 трлн руб., а отношение совокупных активов банковской системы к ВВП увеличилось с 38% в 2003 г. до 61% на начало 2008 г.

Такие данные привел на состоявшемся недавно VI Международном банковском форуме, прошедшем под девизом «Банки и нефинансовый сектор экономики», президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. По его словам, по преобладающей статье активных операций — кредитованию нефинансовых организаций и населения, — несмотря на мировой кризис ликвидности, российские банки достигли определенных успехов. Прирост активов за первые 5 месяцев 2008 г., составивший 88% по сравнению с 69% за аналогичный период 2007 г., был обеспечен как раз за счет расширения кредитования нефинансовых организаций и физических лиц. Между тем нынешний уровень развития банковской системы, по мнению президента АРБ, пока не отвечает тем грандиозным задачам, которые поставлены перед экономикой. Одной из важнейших проблем, стоящей перед банковским сообществом, остается расширение ресурсной базы банковской системы. Проблема в настоящее время характеризуется дефицитом долгосрочных и устойчивых пассивов, при том что важнейший источник ресурсов — внешний рынок межбанковского кредитования — для многих некрупных банков практически недоступен. Весь объем международных кредитов приходится на 3 группы: банки с иностранным участием, государственные и крупные частные банки. Тем не менее даже в таких условиях есть реальная возможность укрепить ресурсную базу банков. Источником «длинных» денег, помимо прочего, могут быть долгосрочные ресурсы различных государственных фондов.

Кстати, в настоящее время совокупный объем средств госфондов достигает примерно 5 трлн руб., однако большая их часть размещается за рубежом под 3—5%. Если учесть, что наши банки и компании занимают на иностранных рынках под 7—10%, то понятно, какая маржа остается за границами России.

По мнению АРБ, более разумно размещать эти колоссальные средства в отечественных структурах, разработав для этой цели эффективный механизм контроля. Способы привлечения госсредств могут быть самыми разными, Например, это могло бы быть участие государства в капиталах банков, подобно тому, как это осуществляется в Западной Европе.

А. Аксаков считает: действия ЦБ по поддержанию высокой ликвидности в периоды «пиковых нагрузок» были вполне грамотными и своевременными. В то же время сам механизм рефинансирования еще недостаточно отрегулирован. Прежде всего это касается дискриминации банков, имеющих небольшой собственный капитал, и на этом основании отстраненных от «кормушки» регулятора. Ведь величина капитала не может быть препятствием для доступа к ресурсам Центробанка, в том случае если кредитная структура работает устойчиво, эффективно и при этом не нарушает закона. Кстати, именно таковыми и являются многие региональные банки небольшого размера.

Триста спартанцев

А пока что для многих российских кредитных «малышей» настоящая величина собственного капитала является проблемой не только для получения средств регулятора.

Не так давно Банк России принял решение увеличить минимальный размер капитала банков до 180 млн руб. с 1 января 2012 г. При этом ЦБ ввел промежуточный период, по которому к 1 января 2010 г. банки должны будут увеличить капитал минимум до 90 млн руб.

«Более 300 российским банкам нужно будет увеличить капитал в общей сложности на 31 млрд руб. к 1 января 2012 г.», — сообщил директор Департамента финансового оздоровления и кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. По его словам, банкам только для преодоления промежуточного этапа нужно «собрать» 7,7 млрд руб. Между тем на сегодняшний день 175 банков имеют капитал менее 90 млн руб. Кроме того, 329 банков на данный момент имеют капитал менее 180 млн руб.

Похоже, что судьба «малышей», которые в ближайшее время будут работать под лозунгом «Консолидация или смерть!», несильно волнует руководство Банка России, еще вчера провозглашавшее: «Банки всякие важны, банки малые нужны!». Да и влияния на рынок малые банки практически не оказывают. Так, на банки с капиталом менее 90 млн руб. приходится всего 0,2% российских активов, а на банки с капиталом менее 180 млн руб. — 0,7% всех активов.

 

«Короткие» — опасны…

«Проблем с ликвидностью российской финансовой системы на сегодняшний день не существует», — заявил первый заместитель Председателя Банка России Алексей Улюкаев. По его словам, Центробанк прогнозирует существенное увеличение спроса на ликвидность в октябре 2008 г. в связи с предстоящими квартальными налоговыми выплатами. Однако, по данным регулятора, на корсчетах и депозитах в Центробанке сегодня находится свыше 800 млрд руб., тогда как для совершения текущих платежей необходимо 600 млрд руб. Кроме того, Банк России готов предоставить в рамках аукционов РЕПО любой объем средств. В то же время А. Улюкаев не исключил, что некоторые проблемы в этот период «могут возникнуть у отдельных банков».

Нетрудно предположить, что в категории «отдельных» могут запросто оказаться некоторые региональные банки.

«Россия уже достаточно активно включена в мировую экономику, и поэтому тихой гавани, в которой можно переждать продолжающийся второй год мировой финансовый кризис, не существует», — объявил первый зампред Центробанка. Бегство капиталов с рынков развивающихся стран продолжается. И Россия не является в этом случае исключением. Несмотря на то что ЦБ сохраняет прогноз притока за год на уровне 40 млрд долл., по итогам августа уже можно констатировать приличный отток капитала — порядка 4,6 млрд долл. По нашему убеждению, прогноз Центробанка можно считать очень оптимистичным и более чем завышенным. «ЭЖ» полагает, что даже при самом благоприятном для страны развитии событий вряд ли представляется возможным ожидать приток инвестиций по итогам года более 30 млрд долл.

Однако более всего Центробанк обеспокоен качественным изменением структуры инвестируемых в Россию средств. В последнее время увеличился объем притока так называемых «коротких» денежных ресурсов. «Короткие» деньги опасны для финансового сектора страны, так как они быстро приходят, а потом быстро уходят из экономики», — считает А. Улюкаев. По его словам, регулятор будет стремиться к дальнейшему ограничению присутствия подобных ресурсов в банковской системе.

 

…а «длинных» будет немного!

Центробанк не считает, что международные резервы России должны быть направлены на развитие отечественной экономики. Все-таки для международных резервов главное—это гарантия стабильности и возвратности вложенных средств. Пока же этим характеристикам соответствуют как раз некоторые иностранные активы. А вот средства так называемых институтов развития вполне могут быть использованы «для внутреннего потребления». К концу 2008 г. все подобные ресурсы будут переведены на счета в коммерческие банки. Кроме того, по словам А. Улюкаева, Центральный банк также рассматривает вариант менее консервативного использования средств Фонда национального благосостояния. Директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Алексей Саватюгин считает, что поддержание ликвидности отечественной банковской системы — задача крайне важная. В то же время не стоит рассматривать аукционы Минфина по размещению временно свободных средств бюджета как источник долгосрочных ресурсов для развития банковского бизнеса. «Рефинансирование коммерческих банков не входит в обязанность Министерства финансов», — констатировал А. Саватюгин, обратив особое внимание на то, что бюджетные средства именно «временные» и по ним должна быть 100%-ная гарантия возврата. Не разделяют в Минфине и идею расширения участия государства в капиталах банков, так как существует серьезная опасность окончательной монополизации рынка подконтрольными госбанками.