Не посеребрить ли «парашюты»?

| статьи | печать
Не посеребрить ли «парашюты»?

Недавно общественность снова оповестили, что Россия – страна контрастов. Оказывается, у нас единственных среди вполне и совсем развитых государств основную массу бедноты составляют вовсе не безработные и неучи, а как раз люди при зарплате и профессиональном образовании. Такой вывод специалистов Института социологии РАН несколько диссонирует с жалобным хором бизнеса о тотальной нехватке спецов всех уровней и статистическими рапортами о неуемном росте зарплат. Хотя, в стране контрастов...

Как пугают многие просвещенные эксперты, экономический рост у нас уже практически уперся в нехватку специалистов. Нарасхват нынче и светлые головы, и умелые руки, и даже не очень умелые. Предприятия, отрасли напряженно бьются меж собой за кадры. Чтобы удержать их и приманить, не скупятся на зарплаты, всяческие бонусы, соцпакеты и даже «золотые парашюты» – для самых ценных и незаменимых.

Кто одолевает в этой схватке – известно. В итоге рынок труда перекошен и перегрет. Понятно, есть заводы, фабрики и фермы, где не могут, а то и не хотят так холить своих трудящихся. Но и их руководству налоговики и прокуроры помогают поднимать получки работников до «человекообразного состояния». Так или иначе, зарплаты в целом растут ударно. Вот и, по последней предварительной информации Росстата, в августе средняя зарплата по стране к августу 2007-го по номиналу подскочила на 33,1%, а реально – на 15,7. Красиво!

Теперь о некрасивом. Как следует из данных академических социологов, среди бедных наибольшая доля, естественно, у рабочих – 63%. Не очень, однако, естественно, что 36% бедноты – это рабочие 3–4-го разрядов, то есть люди со средней специальной профподготовкой. Для пущей наглядности: среди бедных неквалифицированные рабочие (1–2-го разрядов) занимают лишь 16%. А есть ведь еще такие категории социальных групп, как нуждающиеся и собственно малообеспеченные. Но там картина та же.

Однако еще больше восхищают данные по специалистам – людям с «верхними» уровнями профессионального образования. Среди бедных их 13% (3-й показатель среди 6 обследованных социально-профессиональных групп). По категории нуждающихся спецы «взяли» 20% (тоже 3-й результат и тоже после рабочих и рядовых работников торговли и сферы бытовых услуг). Наконец, их 22% среди собственно малообеспеченных (2-е место – работники прилавка тут оказались состоятельнее). И опять же для сравнения: у офисного персонала эти показатели соответственно составили 10, 9 и 11%. Кажется, кто-то тосковал по специалистам?..

Между прочим, даже в таких лидирующих по средним получкам отраслях, как нефтегазовая и энергетика, больше половины работников недовольны своим материальным положением (52,9 и 54% соответственно). Про машиностроение, легпром или то же село вообще помолчим. Меньше половины недовольных от личного состава имеется только в финансовом секторе (40%).

Слушайте, а рационально ли все же расходуются все эти деньжищи на персонал? На одном конце с «золотыми парашютами» сигают, на другом простые специалисты босяками бродят. Ну да, с крайней бедностью у нас государство поборолось справно, поизвело ее с 49 млн человек в 1992 г. до 19 млн в 2007-м. Но поди же, разница в доходах между «самыми» и «самыми» выросла в эти сроки с 8 до 16,8 раза. Верно, вилка между зарплатами в последние годы сокращалась. Но как-то не очень охотно, в прошлом году – до 22 раз. Тоже замечательная цифра…

Может, все же в контракты с «топами», там, яхты закладывать покороче, замки пониже, бонусы чуть жиже и за дело? Условно говоря, не посеребрить ли «золотые парашюты»? Ну это так – предложение сочувствующего, раз уж такая нехватка рядовых специалистов и умелых работяг.

И последнее. Присмотритесь к представленной табличке. Особо к графе с руководителями, от решения которых в работе ничего не зависит. Не зависит-то не зависит, а живут в большинстве хорошо. Видно, золотой резерв...